Опережающее обучение на уроках русского языка в первом классе.Опережающее обучение на уроках русского языка в первом классе.Преемственность преподавания между начальными классами и средним звеном по-прежнему остаётся одним из важнейших вопросов обучения и воспитания школьников. Необходимым условием для реализации внутреннего потенциала ребёнка является комфортность его пребывания в школе. Для того чтобы преодолеть разрыв между начальным звеном и школой второй ступени, в своей педагогической практике я стараюсь ориентироваться на развитие личности, творческой активности ученика, сохранение его индивидуальности. Опыт работы помогает мне “чувствовать ученика”, даёт возможность учитывать индивидуальные способности каждого, позволяет легко корректировать работу с классом с учётом его своеобразия и особенностей. Свои уроки я строю таким образом, что они стимулируют познавательные интересы, любознательность и творческий поиск, при этом сводя к минимуму переутомление, перегрузки, нервозность моих учеников. В своей каждодневной работе я использую элементы опережающего обучения русскому языку. Расскажу о некоторых из них.Начиная с первого класса, в ходе знакомства с частями речи, я ввожу понятие о членах предложения. Для более лёгкого восприятия и запоминания этого материала, сразу учу детей разбирать предложение по членам предложения и по частям речи. Вначале подбираю простые нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого. Постепенно дополняю их определениями и учу детей находить слова, поясняющие подлежащее. Затем ввожу дополнение. И, когда вижу, что мои ученики хорошо запомнили схему разбора, распространяю предложение обстоятельствами. Причём, на стадии обучения всю работу у доски выполняю сама. Первоклассники повторяют хором сказанное мною, одновременно выполняя разбор в своих тетрадях.Для младших школьников характерно непроизвольное запоминание. Они запоминают то, что интересно. Лучше запоминается им наглядный материал, слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Опираясь на знание этих особенностей, я использую на уроке компьютерные слайды, а также яркие таблицы- тренажёры. Аналогично веду работу по обучению правильному выполнению фонетического разбора. Это задание считается одним из самых трудных в начальной школе. Поэтому уже с первого класса, на этапе ознакомления со звуками и буквами, т.е. ещё до обучения чтению, мягко, ненавязчиво даю понятия гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих, сонорных (всегда звонких), гласных, выполняющих двойную роль. Все знания преподношу детям в виде забавной игры с цветными карандашами и кубиками. Первоклассники с удовольствием “печатают” буквы в слове, соответственно их звукам: гласный - красным цветом, согласный твёрдый - синим, согласный мягкий - зелёным цветом, мягкий и твёрдый знаки - простым карандашом; “надевают наушники” (закрывают уши руками) и слушают звонкие и глухие звуки; кладут руку на шею в области гортани и, по движению воздушной струи, учатся различать гласные и согласные звуки. Для лучшего запоминания двойной роли гласных звуков использую мнемонические приёмы, например: В начале слова буква Я Даёт два звука: /й/ и /а/.После гласной буква ЮДаёт два звука: /й/ и /у/.После мягкого знака буква ЕДаёт два звука: /й/ и /э/ и т.п.Практически на каждом уроке учащиеся работают с лингвистическими тренажёрами и выполняют по алгоритму различные виды разборов. Такой путь сообщения материала доступен и надёжен для учащихся начальных классов. Он оправдал себя в течение многих лет, к тому же, он выгоден и в том отношении, что позволяет из года в год повторять изученное, опираясь на полученные знания, идти дальше в развитии памяти, мышления и речи.
- Рубрика: Другие материалы
- Формат: zip
- Просмотров: 169
- Скачиваний: 4