Образовательные маршруты на территории ДОО
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения;
- быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, могут стать образовательные маршруты.
Образовательные маршруты или образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачами образовательного маршрута являются:
- упражнение детей в основных движениях;
- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
- воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Маршрут терренкура может включать:
- спортивные и игровые площадки;
- зону игр на асфальте;
- тропу здоровья;
- экологическую тропу и другое.
Прогулки по образовательному маршруту в детском саду проводятся на свежем воздухе за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.
Маршрут разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности (используется выносной материал).
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды. В пешие прогулки можно включить познавательные беседы, наблюдения за объектами природы, сбор природного материала, подвижные и дидактические игры, спортивные игры и упражнения.
Структура пеших прогулок предполагает:
- сбор и движение до следующей «станции» маршрута;
- остановку, привал, познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;
- комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- самостоятельную деятельность детей;
- сбор и возвращение в детский сад.
Переходя в процессе передвижения по маршруту от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Образовательные маршруты способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развиваются наблюдательность, речь, выносливость и познавательные способности.
Литература: Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада, 2015