Новые технологии в преподавании истории
Научный руководитель: Отепова Г. Е.
Д.И.Н, проф., кафедры
История Казахстана и зарубежных стран.
Место работы: Павлодарский государственный
педагогический институт, Казахстан.
Выполнил : Ельников П.С.
Павлодарский государственный
педагогический институт, Казахстан.
Место работы: студент факультета филологии и истории.
Специальность: История Казахстана и зарубежных стран.
Серьезные преобразования в экономическом и общественном устройстве Казахстана, интегрирование страны в мировое сообщество, вступление в ВТО обусловили необходимость дальнейшего реформирования системы образования, использование новейших информационных технологий. Сегодня мало готовить профессионалов своего дела, необходимо готовить универсальных специалистов, готовых творчески думать, принимать амбициозные, самостоятельные решения, быть активными участниками строительства процветающего Казахстана. Сегодня в традиционную схему «преподаватель – студент – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в сознание – компьютерное обучение. Исследователь Господарик Ю.П. очень хорошо сказал по этому поводу: “Я полагаю, что учебник будущего должен представлять собой не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а систему дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, энциклопедий, монографий выдающихся ученых, так и материалов Интернета и СD-дисков”[ 1,c.19-27].
Конечно, преподаватели истории давно применяют на занятиях мультимедийные средства обучения в силу своих возможностей. Однако качественного материала и приемлемого для быстрого и удобного использования на занятиях по истории еще разработано не достаточно. Нет комплексного и системного подхода к их использованию. Здесь сказывается множество факторов: неумение многих преподавателей свободно ориентироваться в компьютерном пространстве, отсутствие комплексного, информационного и наглядного, качественного материала по многим темам, единой базы данных, нехватка часов, выделяемых на занятия по истории, и т.д. [ 2,c.76].
Хотя возможности информационных технологий уже давно используются на занятиях по истории, об их значимости, актуальности и необходимости использования говорится много и долго, но до сих пор нет их системного использования. По собственному опыту можем сказать, что использование компьютеров усиливает интерес к предмету, помогает творчески изучить ту или иную тему. При кредитной системе обучения использование информационных технологий помогает существенно сэкономить время (как студентов, так и преподавателей), углубить изучение содержания материала, оказать заметное влияние на формирование практических и творческих возможностей и навыков учащихся в освоении исторического материала. Ведь по данной системе обучения третья часть часов выделяется на самостоятельное обучение студентов, и здесь роль информационных технологий усиливается в несколько раз. Но их использование должно быть системным и самое главное качественным. В этом заключается необходимость и актуальность дальнейшего совершенствования методики использования информационных технологий на занятиях истории и других гуманитарных дисциплин [ 3].
Совместно с преподавателями кафедры истории Казахстана и зарубежных стран ПГПИ, мы решили разработать системную модель использования компьютерных возможностей. Не претендуя на универсальный характер, мы начали разработку мультимедийного приложения по курсу источниковедения и новой истории Казахстана для студентов и преподавателей истории. Электронное приложение выполняется на базе авторских учебных пособий, разработанных доктором исторических наук, профессором ПГПИ Отеповой Г.Е., «Правовые основы колонизации Казахстана» и «Теоретико-методологические аспекты изучения законодательных актов». Данные пособия рекомендованы РУМС КазНУ им. Абая и были апробированы в ходе учебного процесса в нашем вузе, в школах города и области.
Новизна нашего исследования заключается в том, что на базе разработанных мультимедийных программ будет заложена основа для создания комплексных и системных мультимедийных приложений по истории. Мы предлагаем использовать следующие программы. В первую очередь, это визуальная среда разработки приложений AutoPlay Media Studio.
Программа AutoPlay Media Studio предназначена для создания мультимедийных проектов. При помощи данной программы мы создадим электронный учебник по курсу новой истории Казахстана, который будет включать саму презентацию, несложные задания, электронные фотоальбомы и карты, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио- и видеоплееры. Эта программа удобна тем, что в ней присутствует большое количество уже готовых шаблонов для оформления: меню с разнообразными кнопками для запуска программ, проигрывания звуков, печати файлов, открытия Интернет-сайтов. Электронное пособие может быть оформлено с помощью музыки, видео, flash-анимации, текста. Возможности этой программы существенно возрастают при наличии навыков работы с языками программирования C, C++, Java, Visual Basic. [ 4].
Электронное приложение, созданное с помощью AutoPlay Media Studio, на заключительном этапе будет представлено в виде объектной модели. Эта модель состоит из группы отдельных страниц, на которых можно размещать любые объекты (графику, текст, видео, Flash, HTML и пр.). Возможности AutoPlay Media Studio можно расширить с использованием дополнительных модулей – плагинов. С их помощью можно автоматизировать некоторые часто выполняемые задания. Готовый проект может быть представлен в виде самораспаковывающегося архива, сохранён отдельной папкой на жёстком диске или записан на СD/DVD/BLu-Ray прямо из программы. Программа создаёт графическую оболочку диска и все необходимые файлы для его автозапуска. При этом для запуска проекта нет необходимости в наличии на компьютере установленной программы AutoPlay Media Studio. Здесь можно выделить, что любой преподаватель может использовать эту программу для создания мультимедийных приложений к урокам, так как данная программа является большей частью визуальным редактором по разработке приложений. [ 5].
Также немаловажно применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов, которые позволят преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. С помощью программы MyTestXPro возможны организация и проведение тестирования и экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. [ 6].
Программа MyTestXPro работает с десятью различными типами заданий. В тесте можно использовать как задания одного типа, так и задания разных типов. Количество групп и заданий в тесте не ограничено. Вопросы с вариантами ответа могут включать до десяти вариантов. Для каждого задания возможно задать до пяти формулировок вопроса.
Текст вопроса и вариантов ответа (там, где они возможны) поддерживают возможности форматирования текста, вставки рисунков, таблиц, символов. В программе имеется удобный встроенный текстовый редактор. Форматировать текст, вставлять таблицы, рисунки и символы можно не только в вопросы, но и в варианты ответов. Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов тестирования. Используя различные режимы и параметры тестирования, возможно эффективно решать разнообразные задачи как обучения, так и проверки знаний.
Как и какие именно задания из теста будут заданы тестируемому, сколько времени будет ему на обдумывание, будет ли показан верный ответ, будут ли сохранены или отправлены результаты тестирования и многие другие опции легко настраиваются с помощью редактора тестов. С помощью MyTestXPro вы можете организовать как локальное, так и сетевое тестирование. Можно проводить тестирование не имея подключения к какой-либо сети. При сетевом тестировании результаты могут быть автоматически переданы по сети в модуль Журнал, а могут быть отправлены по электронной почте или на веб-сервер в Интернет. При невозможности провести компьютерное тестирование из электронного теста можно быстро сформировать и распечатать «бумажный тест». Для удобства распространения тестов среди обучаемых можно создавать «автономные тесты» - программы, содержащие один тест и настройки модуля тестирования в одном исполняемом exe-файле.
Одной из причин того, что преподаватели редко используют компьютер на своих уроках, является практически отсутствующая реклама различных программных продуктов, не умение пользоваться ими. Причем имеет место не только недостаток программного обеспечения для проведения уроков, но и практически полное отсутствие программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы [ 7].
Таким образом, использование информационных технологий на занятиях повышают интерес к процессу обучения, формируют высокую степень участия обучаемого в учебном процессе, его творческого подхода к изучению материала. Учитывая эти факторы, а также то, что еще недостаточно применение мультимедийных средств на занятиях по истории, мы начали разработку своих электронных приложений по некоторым темам истории Казахстана. На примере разработанного электронного приложения, мы планируем провести презентацию и разработать методическое указание по его использованию для учителей вузов, школ города и области. Применение мультимедийных средств на занятиях истории должно стать доступным и простым, удобным для практического и каждодневного их использования.
Список литературы
1. Господарик Ю.П. Электронная хрестоматия в интернете как средство поддержки школьного учебника истории/Ю. П. Господарик // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005. т.№ 2.
2. М. Т. Студеникин. Современные технологии преподавания истории, Пособие для учителей и студентов вузов. — М.: Владос, 2007. — 79 с
3. Пушкарева Г. А.Информационные технологии в преподавании истории / МБОУ гимназия № 11, г. Норильск, Красноярский край / 2008.
4. Савинова Л. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и краеведения посредством информационно – коммуникационных технологий /Доклад/ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Верхнеуральска.
5. Щелухина Анна Сергеевна. Использование информационных технологий на уроках истории/Доклад/ МОУ-СОШ №5 г. Армавир Краснодарский край/
6. Чиркова Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в образовании
7. Красильникова В.А. Информационные коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург – 2006. – 235 с.