На сегодняшний день большинство стран ориентируется на концепцию устойчивого развития, которая была принята в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Причиной появления данной концепции стало глобальное ухудшение экологической обстановки в мире. Страны объединились для борьбы с нерациональным использованием ресурсов окружающей среды.
Россия была одной из первых стран, включившихся в продвижение идей преподавания и воспитания в интересах устойчивого развития.
Более того, в России еще в 1994 году был создан ряд экологических документов. Особое значение из них имела Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994). Также был создан проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); В Федеральном учебном плане появился предмет «экология».
1 апреля 1996 года указом Президента была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция предусматривает и такой вопрос, как экологическое образование и воспитание населения.
Но чуть позже предмет «экология» был исключен и из образовательных стандартов, и из федерального базисного учебного плана.
В 2005 году ООН объявило о начале Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.
Устойчивое развитие - это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Это развитие, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.
Каждая страна изыскивает свои пути по переориентации систем образования для решения проблем устойчивого развития.
Коренным образом подход к системе образования в России начал меняться в 2009 году, когда вышел первый приказ о введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
За ним в 2010 году последовали федеральные государственные образовательные стандарты общего и среднего (полного) общего образования.
В 2010 – 2012 годах школы России постепенно перешли, начиная с 1 класса, на новые стандарты обучения.
Каким образом изменение образовательных стандартов в школе повлияло на преподавание экологии?
В 2020 году, благодаря ФГОС СОО 2012 года, учащие старших классов получат возможность изучать предмет «Экология» в рамках предметной области "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности", при постепенном переходе образовательного учреждения на данные стандарты обучения.
Но уже сейчас во многие предметы, такие как: окружающий мир, биология, география, химия, физика, ОБЖ, физическая культура заложены требования по изучению вопросов экологии в рамках экологического образования в интересах устойчивого развития.
Ранее система образования основывалась на стандартах 2004 года.
Принципиальная разница этих двух стандартов в том, что в ФГОС второго поколения перестал быть ведущим предметный результат обучения. Личностный результат, личность ребенка, преобразованная за время обучения в школе, встала во главу угла. Полученные знания отодвинулись на второй план.
Содержание тем не описано в новом стандарте детально, но очень четко сформулированы требования к результатам обучения.
В ФГОС второго поколения тщательно прописан портрет выпускника школы. Несколько положений этого «портрета» просто невыполнимы без преподавания экологии:
«Выпускник должен любить свою Родину, познавать окружающий мир с энтузиазмом и инициативностью, понимать законы здорового образа жизни, знать правила экологической безопасности, понимать, что такое поведение, безопасное для человека и окружающей его среды. Выпускник должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
Также в требования к личностным результатам обучения добавлен такой пункт как, «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»
А в метапредметные результаты включен пункт «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».
Таким образом, мировое сообщество, Президент РФ, Министерство образования и науки РФ ставят перед учебными заведениями серьезные задачи экологического обучения и воспитания школьников для устойчивого развития.