Нормативные предпосылки непрерывного всеобщего экологического образования в РФ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 142
  • Скачиваний: 20

На сегодняшний день большинство стран ориентируется на концепцию устойчивого развития, которая была принята в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Причиной появления данной концепции стало  глобальное ухудшение экологической обстановки в мире. Страны объединились для борьбы с  нерациональным  использованием ресурсов окружающей среды.

Россия была одной из первых стран, включившихся в продвижение идей преподавания и воспитания в интересах устойчивого развития.

Более того, в России еще в 1994 году был создан ряд экологических документов. Особое значение из них имела Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994). Также был создан проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); В Федеральном учебном плане появился предмет «экология».

1 апреля 1996 года указом Президента была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.  Концепция предусматривает и такой вопрос, как экологическое образование и воспитание населения.

Но чуть позже предмет «экология» был исключен и из образовательных стандартов, и из федерального базисного учебного плана.

В 2005 году ООН объявило о начале Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.

Устойчивое развитие - это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развитияразвитие личности институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. 

Это развитие, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

Каждая страна изыскивает свои пути по переориентации систем образования для решения проблем устойчивого развития.

Коренным образом подход к системе образования в России начал меняться в 2009 году, когда вышел первый приказ о введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

За ним в 2010 году последовали федеральные государственные образовательные стандарты общего и среднего (полного) общего образования.

В 2010 – 2012 годах  школы России постепенно перешли, начиная с 1 класса, на новые стандарты обучения.

 Каким образом изменение образовательных стандартов в школе повлияло на преподавание экологии?

В 2020 году, благодаря ФГОС СОО 2012 года, учащие старших классов получат возможность изучать предмет «Экология» в рамках предметной области "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности", при постепенном переходе образовательного учреждения на данные стандарты обучения.

Но уже сейчас во многие предметы, такие как: окружающий мир, биология, география, химия, физика, ОБЖ, физическая культура заложены требования по изучению вопросов экологии в рамках экологического образования в интересах устойчивого развития.

Ранее система образования основывалась на стандартах 2004 года.

Принципиальная разница этих двух стандартов в том, что в  ФГОС второго поколения перестал быть ведущим предметный результат обучения. Личностный результат, личность ребенка, преобразованная за время обучения в школе, встала во главу угла. Полученные знания отодвинулись на второй план.

Содержание тем не описано в новом стандарте детально, но очень четко сформулированы требования к результатам обучения.

В ФГОС второго поколения  тщательно прописан портрет выпускника школы. Несколько  положений этого «портрета» просто невыполнимы без преподавания экологии:

«Выпускник должен любить  свою Родину, познавать окружающий мир с энтузиазмом и инициативностью, понимать законы  здорового образа жизни, знать правила экологической безопасности, понимать, что такое поведение, безопасное для человека и окружающей его среды. Выпускник должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Также в требования к личностным результатам обучения  добавлен  такой пункт как, «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»

А в метапредметные результаты включен пункт «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».

Таким образом, мировое сообщество, Президент РФ, Министерство образования и науки РФ ставят перед учебными заведениями серьезные задачи экологического обучения и воспитания школьников для устойчивого развития.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: