НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
УРОК - ГИПОТЕЗА.
Урок по формуле: «Что было бы, если...».
У немецкого романтика Новалиса есть фраза: «Гипотеза подобна сети: забрось её - рано или поздно что-нибудь да выловишь...».
Что было бы, если ... из русского языка исчезли бы все знаки препинания?
Что было бы, если ... на всей планете внезапно пропали бы деньги?
Таких ситуаций на любую тему можно смоделировать великое множество. Гипотеза даёт простор фантазии, свободу выбора, мысли.
Джанни Родари, замечательный итальянский сказочник в своей чудесной книге «Грамматика фантазии» приводит гипотетическую ситуацию под названием «Если дедушка вдруг обернётся котом». Это грустная история об одном старичке, на которого никто не обращал внимания. И тогда он решает уйти жить к кошкам. Сказано - сделано. И вот, подлезши под железный брус, дедушка становится роскошным котом. Но, намыкавшись бродяжьей жизнью, он решается в новом своём обличье вернуться домой. Ему оказывают самый радушный приём, уступают самое лучшее кресло, холят, лелеют, поят молоком. Пока он был дедушкой, он был никто. Став котом, оказался в центре внимания. Так что же ему делать? Оставаться котом или снова становится дедушкой? Вот такую нравственную задачку для младшеклассников таит гипотеза, возможность предположения. Интересно, как разрешат её дети? А вдруг задумаются, что теперь уже их собственное невнимание к бабушкам, дедушкам приведёт к аналогичной ситуации?
Ещё один вариант гипотетического урока - по формуле «А что было потом?» (любимый детский вопрос). А действительно, что? Так можно продолжить жизнь литературных персонажей, придумывая их дальнейшие приключения, поступки, переносить их из привычного контекста в необычный ... И появится возможность дописать свою страницу, эпилог, поставить вместо точки задумчивое многоточие... и выйти за рамки, унестись в заоблачные дали, где всё, по-твоему...