Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чаепитие у Миши» - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 179
  • Скачиваний: 11

Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чаепитие у Миши»
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизировать словарь по теме «дикие животные» и «птицы», расширять и конкретизировать представления о чайной посуде, продуктах, которые подаются к чаю.
Закреплять в речи существительное с обобщающим значением «чайная посуда».
Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать названия детенышей животных и птиц, согласовывать существительные с прилагательными в роде, образовывать сложное слово «сухофрукты»).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помочь ближнему.
Оборудование: игрушечный медведь, мяч, резиновые игрушки «Заяц», «Лиса», «Сова», «Ёж», «Кот»; фишки, обозначающие звуки и звуковые домики; натуральное печенье, шоколад, мед; сухофрукты, набор чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка, заварочный чайник).
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Дети проходят к своим стульчикам. Рассаживаются.
Воспитатель: ребята, послушайте загадку и отгадайте, кто к нам сегодня придет в гости?
Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...
Дети: Медведь!
Воспитатель достает из потайного места игрушечного плюшевого медведя.
2. Сообщение темы. Психогимнастика.
Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостем, при этом медведь как бы протягивает лапу детям, дети берут лапу медведя и повторяют за воспитателем слоговые цепочки.
Воспитатель: Медведь Миша проснулся после зимней спячки. Ребята, давайте с ним поздороваемся. Он сказал: (дети повторяют слоговые цепочки):
Дети: Ма-мо-му ка-ку-ко па-пэ-пы ва-вы-ву та-то-ты на-ны-но
Воспитатель: Миша проснулся голодным и захотел выпить чай. Дай, думает, устрою чаепитие и приглашу всех своих любимых друзей и... (перечисление имен детей).
Воспитатель: Кто у Миши друзья?
Дети: Животные и птицы.
Воспитатель: А какие животные?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему эти животные - дикие?
Дети: Потому что живут в лесу.
3. Проблемный момент.
Воспитатель: Да случилось несчастье!
В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И всех зверей заколдовал.
Воспитатель: Ребята, поможем Мише расколдовать своих друзей?
Дети: Да.
Отгадывание загадок детьми с перекидыванием мяча.
4. Первый гость:
Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Давайте проверим. Точно ли Мишин гость заяц: назовите первый звук в слове «заяц»
Дети: Первый звук [З].
Воспитатель: Правильно. Это заяц.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая зайца.
5. Второй гость:
У нее хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу она живет,
В деревне кур крадет.
Дети: Лиса.
Воспитатель: Убедимся, так ли это.
Воспитатель: Назовите последний звук в слове «лиса».
Дети: Последний звук [А].
Воспитатель: Правильно, еще одна Мишина подруга – лиса.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая лису.
6. Третий гость:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Точно ли это так? Не ошиблись ли вы?
Воспитатель: Назовите последний звук в слове «ёжик»?
Дети: Последний звук [К].
Воспитатель: Правильно. Это ёжик.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая ежа.
7. Четвертый гость:
Днем спит,
Ночью летает
И всех в лесу пугает.
Дети: Сова.
Воспитатель: Проверим, давайте назовем все звуки в слове «сова» по порядку.
Дети: [с], [о], [в], [а].
Воспитатель: Правильно. Это сова.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая сову.
8. Пятый гость:
Воспитатель: Ребята, послушайте, кто еще пришел к Мише? Я произнесу: к, о, т – кто это?
Дети: Кот.
Воспитатель: Давайте определим, сколько всего звуков в этом слове?
Дети: В слове «кот» три звука.
Воспитатель: Выложим звуковую схему слова «кот». Возьмите фишки, обозначающее звуки. Возьмите звуковые домики.
Дети выполняют звуковой анализ слова «кот».
Дети: Первый звук [К] – согласный (синяя фишка), второй звук [О] – гласный (красная фишка), третий звук [Т] – согласный (синяя фишка).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех зверей нашли. Теперь можно всем вместе отправиться к Мише в гости, чтобы выпить чай. Мишины гости оставили дома своих малышей. Давайте назовем их: припоминание названий детенышей животных:
у зайца – зайчата; давайте, разделим слова на слоги
у лисы – лисята;
у ежа – ежата,
у совы – совята,
у кота – котята.
Воспитатель: Устали добираться к Мише домой? Давайте отдохнем.
8. Физкультминутка.
Сделаем зарядку и «зарядимся» новыми силами. Выполнение движений по ходу стихотворения.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом,
Мы топаем ногами:
- Топ-топ-топ.
Мы руки понимаем:
- Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
9. Согласование существительных с прилагательными в роде.
Воспитатель приглашает детей занять места у отдельно стоящего стола. Дети становятся вокруг. На столе лежат прикрытые салфеткой натуральные печенье, шоколад, мед.
Воспитатель: Вот мы и добрались. Все мы шли на чаепитие и принесли гостинцы. Воспитатель открывает предметы:
Воспитатель: Зайчик принес печенье – какое печенье?
Дети: Вкусное, сладкое, круглое.
Воспитатель: Лиса принесла шоколад – какой шоколад?
Дети: Сладкий, горький, коричневый, прямоугольный.
Воспитатель: Ёж принес мед - какой мед?
Дети: Сладкий, тягучий, прозрачный.
10. Образование сложного слова.
Воспитатель: Вот какое угощение! Пальчики оближешь! Правда, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Миша тоже приготовил для вас угощение.
Выставляются сухофрукты.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети рассматривают предмет.
Дети: Сушеные фрукты.
Воспитатель: Правильно, это сушеные или, можно сказать, сухие фрукты.
При этом воспитатель предлагает детям тактильную опору – как бы захват в одной руке одной части «сухие» и в другой руке – второй части «фрукты». Сведение двух рук (двух частей слова) дает нам новое слово. Как назвать одним словом?
Дети: Сухофрукты.
11. Припоминание слов по теме «Посуда».
Воспитатель: Как же нам накрыть стол к чаю?
Воспитатель: Что для этого нужно?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Какая нужна посуда?
Дети: Чайная посуда.
Дети перечисляют предметы чайной посуды: чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка, заварочный чайник.
Воспитатель достает из потайного места названный ребенком предмет.
Получается накрытый стол для чаепития.
12. Подведение итога.
Воспитатель: Какой красивый стол получился. Ребята, давайте вспомним, каких животных мы нашли?
Ответы детей.
Воспитатель: Каких детенышей вы вспомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое угощение на столе?
Ответы детей.
Воспитатель: Какая посуда нужна для того, чтобы выпить чай?
Ответы детей.
13. Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень старались, помогали Мише. Сейчас мы пойдем в группу, вымоем руки, а потом будем пить вместе чай!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: