Некоторые аспекты начального периода обучения в классе классической гитары - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 156
  • Скачиваний: 9

Методические рекомендации

1. Введение.

Объяснительная записка (актуальность, краткий анализ)

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях.

Надо заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и приподнятым настроением. Чтобы ребенок на первых порах не потерял веру в себя, получал удовольствие и удовлетворение от каждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а методический материал давать не перегружая его внимания, рационально и последовательно.

Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности. Если занятия проходят интересно, ученик незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения - технические, ритмические, интонационные. Такие уроки значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе, да и просто доставляют большое удовольствие. Работа с начинающими очень трудоёмка, но в тоже время интересна и благодарна. Ребёнок младшего возраста открыт и эмоционален, легко откликается на задания педагога, поэтому важно не упустить этот период и заронить зерно творчества.

2. Изложение главного тезиса , действия по улучшению навыков и умений

Посадка и постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. Наиболее рациональное положение корпуса на стуле – это на краю стула и ближе к правому краю сиденья, что предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на гитаре.

Под левую ногу нужно поставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика. Главное – чтобы левая нога была под острым углом по отношению к корпусу. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола или колено «смотрит» в пол, следует подложить дощечку для полной устойчивости ноги и чуть отодвинуть ногу вправо.

Гитара один из самых «неудобных» для формирования осанки ребенка инструмент. Заботясь о здоровье учащегося, преподаватель должен сформировать у него правильную посадку, чтобы во время игры не возникло искривление верхней части туловища.

Для развития и естественности движений начинающего гитариста можно предложить следующие упражнения:

- руки положить на колени. Наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Следить за осанкой, ноги от пола не поднимать. После каждого наклона фиксировать корпус в исходное положение.

-повороты туловища вправо, влево. Плечи не поднимать, положение головы – естественное. Фиксировать все повороты и исходное положение, следить, чтобы ученик не снимал ног со скамейки.

В идеале, гитару следует держать так, чтобы правая и левая части спины сохраняли свое естественное положение, постараться их выровнять. Позвоночник немного вогнут в районе поясницы. Известный французский гитарист Филипп Вилла рекомендует использовать, так называемую « позу наездника», когда ученик садится на стул, повернутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу. Локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное и комфортное ощущение с тем, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки.

Эти упражнения проделывать до тех пор, пока корпус не будет раскрепощен и не будет выработана устойчивая посадка.

При выполнении этих упражнений дышать спокойно, не задерживая дыхания. Глубокое и спокойное дыхание невозможно без ровной, естественной посадки; тем более, что мышцы нельзя расслабить, если нет ровного, глубокого дыхания.

После того как ученик научился осознанно, свободно и раскованно сидеть на стуле и освоил упражнения, необходимо приступить к занятиям с инструментом (к этому периоду ученик должен знать название частей гитары).

3. Методические указания по решению организационных вопросов.

Гитара имеет пять точек соприкосновения с телом, которые мы назовем опорами:

1.Вырезом обечайки она ложится на левое бедро, ближе к колену, которое приподнято вследствие того, что левая нога находится на подставке.

2. Правая нога, как ей и положено, смещается вправо настолько, чтобы нижняя часть корпуса гитары нашла удобное положение. Если мысленно провести линию вдоль грифа, и через всю верхнюю деку (как бы продолжая струны) мы найдем вторую точку соприкосновения с инструментом. Эта точка очень важна для устойчивого положения инструмента, поэтому правую ногу не следует слишком уводить в сторону.

3. Третья точка находится на уровне грудной клетки.

4. Предплечье должно лечь на выпуклую часть корпуса довольно естественно, не изменяя ровного положения плеча и своим весом и небольшим усилием как бы вдавливать во вторую точку опоры, то есть в то место, где инструмент соединяется с правой ногой.

5. Последняя точка соединения – это контакт с левой рукой. Очень важно, чтобы рука была расслаблена, как бы «висела» на грифе. Необходимо следить за тем, чтобы плечо не напрягалось и не меняло своего естественного положения, а локоть не « уходил» в сторону и не «прилипал» к корпусу гитариста.

Итак, при правильной посадке гитариста с инструментом гитара становится устойчивой, «сливаясь» с телом исполнителя. При такой посадке головка грифа располагается не ниже левого уха исполнителя, а пальцы левой руки, находящиеся в первой позиции, будут на уровне глаз, что позволяет лучше просматривать весь гриф. Для фиксации инструмента используют кусок поролона или замши. Если у ученика появляется зажатость, скованность, следует проделать упражнения с инструментом: наклоны вперед, назад, влево, вправо и т. д.

Постановка правой руки

Рука чуть ниже локтевого сустава опирается на самую широкую часть гитары. Кисть положить ладонью на струны таким образом, чтобы палец m оказался около розетки справа, то есть на уровне окружности инкрустации. Ладонь и все пальцы располагаются на струнах параллельно ладам. Большой палец находится впереди на шестой струне. Это положение является исходным для начального обучения. Не меняя положения кисти, постепенно округлить ее и пальцы i m a поставить на первую струну. Расстояние между декой и кистью должно соответствовать примерно ширине ладони ученика. Четыре пальца должны свободно проходить между запястьем и декой.

Апояндо

Поставить пальцы i m a на 3 – 2 – 1 струны и поочередно нажимать, ощущая напряжение и сопротивление струны, после чего расслабить пальцы и вернуть в первоначальное положение.

Затем извлечь пальцами i. m. a . на первой струне звук. Палец, извлекая звук, доходит до второй струны и по инерции подтягивает ее к третьей. Очень важно вернуть палец и вторую струну в исходное положение, расслабить и раскрепостить мышцы пальца, кисти, предплечья, почувствовать, проконтролировать и понять расслабление.

С первых занятий необходимо ученика приучить контролировать качество звука: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука. К примеру, описанный ранее способ звукоизвлечения апояндо организовать следующим образом:

- определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим, это будет mf( предварительно рассказать ученику, для чего музыке нужны динамические оттенки, и продемонстрировать на гитаре звуки различной громкости).

- далее играть ритмически организованно: восьмая – звучание, восьмая – пауза. Во времени это выглядит так : на «раз» - i. извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и прячет в «тишину».

Педагогу всегда следует помнить, что пальцы правой руки разные как по степени подвижности, так и по силе. В упражнении приучайте ученика слушать и добиваться одинакового звучания независимо от извлекающего пальца.

Апояндо применяется только при игре пассажей отдельными нотами, когда нужно подчеркнуть силу звука, либо выделить мелодические ноты в потоке арпеджио.

Исполнение приема апояндо пальцем р производится посредством удара струны левым углом большого пальца с последующей опорой на соседнюю.

Тирандо

Тирандо – это удар (щипок) по направлению к деке, не прикасаясь при этом к соседней струне. Пальцы правой руки поставить на струны, как при упражнениях на поджатие: р - на шестой струне, i. - на третьей, m - на второй, а – первой. Начнем с поджатия. Третью струну подтягиваем к четвертой, вторую к третьей, первую ко второй. Это важные ежедневные упражнения и на начальном этапе не следует их забывать. Тирандо очень легко получается на основе упражнения «поджатие».

В самом деле, кончик пальца от третьего сустава с силой нажимает и подтягивает третью струну и соскальзывает со струны, но не попадает на струну, как при апояндо, а проходит рядом с четвертой струной в направлении к пятой. Направление пальца при щипке должно быть параллельным плоскости струн и стремиться внутрь кисти, то есть к первой фаланге большого пальца. Здесь следует обратить внимание на то, чтобы кисть в процессе щипка не делалась плоской, а, скорее напротив, становилась более округлой, мягкой и проследить, чтобы ученик ставил пальцы на струны краем подушечки.

Для пальца р прием тирандо применяется в большинстве случаев. Удар большим пальцем происходит сверху параллельно деке к пальцу и , и заканчивает движение, опираясь на указательный палец в месте соединения крайней и средней фаланг. Прием выполняется прямым, не сгибающимся пальцем. Также можно отметить, что в отработке первых приемов звукоизвлечения, не стоит стараться извлекать громкие звуки, особенно тирандо, т. к. это может вызвать захват струны пальцем и «шлепанье» ею о гриф. Лучше начинать с тихого или не очень громкого звука.

Постановка левой руки

Упражнения для постановки левой руки на грифе гитары следует начинать с большого пальца .Опыт показывает, что с детьми 7 – 8 лет лучше начинать освоение грифа с 5 позиции. Это связано прежде всего с физическими возможностями ученика, в частности с малой растяжкой пальцев. В первой позиции прижимать струны гораздо труднее, чем в пятой, и на начальном этапе это может вызвать излишнюю скованность, зажатость не только левой руки, но и правой.

Большой палец поставить тыльной стороне грифа на уровне 6 лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не отрывая от грифа большой палец, покачать кистью влево и вправо, еще раз убеждаясь, что левая рука свободна и раскована. Затем положить пальцы правой руки по принципу баре на все струны, таким образом зафиксировать положение левой руки на грифе.

После того как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево.

Для более свободного перемещения пальцев левой руки от 1 струны к 6 и обратно следует выполнить следующие упражнения:

- пальцы левой руки расположите параллельно ладам

- затем пальцы приподнять над струнами и собрать их к третьей фаланге – основанию пальцев, после чего опять вытянуть.

Также можно поиграть упражнения:

1.пальцы поставить на лады и понажимать.

2.поочередно нажимать лады и передвигаться по грифу в 5 позиции, 6 и т.д.

3.поочередно нажимать лады и передвигаться из 3 в 7 позицию.

Сначала это делать без извлечения звука, затем – извлекая.

4.покататься на струне расслабленной рукой, в очень медленном темпе. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы во – первых не отставал и не убегал в перед от кисти большой палец; во - вторых, чтобы все четыре пальца, стоящие на струне, скользили только параллельно ей.

С первых уроков следует добиваться, чтобы пальцы левой руки прижимали струну ближе к ногтю и ближе к порожку.

При проведении первоначальных упражнений следует уделить внимание формированию независимости рук. Можно поиграть такое упражнение: например правой рукой играть форте, левой прижимать очень слабо, и наоборот: с давлением работают пальцы левой руки. А извлечение звука в правой руке пиано.

Довольно часто ученики не могут поставить четыре пальца сразу – мешает ограниченность в растяжке 3 и 4 пальца. Для этого можно поделать такое упражнение:

- поставить первый палец на 3 лад и потянуться вторым до пятого лада, снять первый и потянуться третьим пальцем до7 лада и т.д.

- поставить пальцы на второй струне и поочередно переставляем на третью струну, затем на четвертую, пятую, шестую.

4. Применение вариационных технических музыкальных средств

Освоение технических и музыкальных задач, действия и игра от урока к уроку должны приобретать все более уверенные формы. Можно постепенно переходить к освоению первой позиции.

На начальном этапе обучения важно выработать правильные и рациональные навыки постановки рук, физиологической и психологической свободы ученика. Это процесс трудоёмкий и кропотливый, если же мы превращаем выполнение данных задач в игру, то в непринуждённой форме ребёнок быстрее находит контакт с инструментом. Фиксировать положение локтевого сустава правой руки можно играя в следующую игру. Попросите ребёнка хлопать ритм под музыку только по обечайке, затем от обечайки спускаясь к розетке, затем от обечайки к розетки и далее к нижней части деки. Детям нравиться хлопать под музыку. А если усложнить задачу и нарисовав определённый образ воплотить его в ритме? Или хлопать ритмические рисунки, отводя восьмым длительностям обечайку, четвертям - розетку, а половинным нижнюю часть деки? Изучая длительности нот можно использовать следующие приёмы активизации творческой активности: подтекстовка и пластические движения. Например, четвертные ноты - это "шаги" или хлопки с сцепкой рук, восьмые - "па-ра" или хлопать в ладоши, половинные - руки на поясе наклон влево и вправо, символизирующий две доли. Задания на определение оптимального положения левой руки на грифе гитары следует начинать с освоения пятой позиции. Попросите ученика поймать кистью гриф в данной позиции, а затем опустив кончики пальцев до третьей струны округлить их, и прижать ими эту струну. Обратите внимание ученика на то, чтобы большой палец естественным образом располагается напротив второго. При расположении пальцев в позиции лады можно сравнивать с "домиком".

Игры и упражнения для рук и пальчиков должны стать обязательной составляющей частью воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Это, прежде всего, школа игры, в которой ребёнок укрепляет пальцы и суставы, развивают мелкие мышечные движения. Игровые моменты помогают ребёнку почувствовать уверенность и свободу.

5. Другие формы деятельности обучения, конечный результат .

Игра в ансамбле с учениками младшей школьной группы, которые уже приобрели некоторые двигательные и координационные навыки игры на гитаре в предварительных упражнениях, а также ознакомились с элементами музыкальной грамоты, позволяет расширить представление ученика о богатстве выразительных возможностей инструмента. При совместной игре у ребенка пробуждается более глубокий интерес к музыке и творческому сотрудничеству с педагогом.

Развитие музыкальнообразного мышления у начинающих гитаристов

"Чтобы ребёнок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Важно из пассивного слушателя превратить ученика в активного, чтобы он умел вслушиваться в элементы музыкальной ткани, анализировать, чувственно воспринимать звучание каждого звука. Для этого нужно с первых уроков активизировать музыкально – образное мышление. Знакомя со звучанием каждой струны, следует дать образную характеристику: " Первая струна самая младшая сестренка с тоненьким голоском, и зовут её – Ми. Вторая - Си, - голос её более сильный и звучит более продолжительно, тембр другой..." Можно попросить ученика самому дать характеристику звучания каждой струны, проводя параллели с картинами, образами зверей" . Для детей данного возраста интересны различные музыкальные загадки: отгадать героя исполняемой педагогом пьесы, исполняя дважды одно и тоже произведение сделать небольшое изменение и попросить ученика сказать, что изменилось. С первых уроков следует знакомить ученика с таким музыкальным материалом, который бы ему хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть. Это могут быть знакомые детские песенки, прибаутки, пьесы из сборников И. Рехина, В.Козлова, С. Марышева. Для дальнейшего развития творческой активности большое значение имеет подбор соответствующего репертуара. Произведения должны быть яркими, хорошо, если пьеса имеет программное название, т.е. несёт в себе образ. Вызывает творческий отклик учащихся использование в произведениях красочно-колористических эффектов. Изучая гитару, ученик не только приобретает необходимые навыки игры на инструменте, но и познает прекрасный и сложный мир звуков. Педагог должен гибко чувствовать интересы своего ученика и подбирать соответствующие программы для работы. Это могут быть пьесы старинных авторов, классиков и современников, главное, чтобы они вызывали активное творческое восприятие, желание музицировать, самовыражаться. По своей природе ребенок очень активен, через движение он познаёт окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Попросите ребёнка подвигаться под музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа, ритма, динамики. В дальнейшем это ему поможет свободнее и естественнее исполнять произведение, чувствовать характер, ритмическую, эмоциональную основу. Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Вслушиваясь в интонации человеческой речи, можно открыть много необходимого и полезного и затем использовать эти находки в музыкальной речи, музыкальном исполнении. Попросите ребёнка с выражением прочитать короткое стихотворение, пословицу или фразу, а на следующем этапе обучения можно сыграть с придуманной мелодией или просто ритмическим рисунком, наделённым соответствующим характером. Таким образом, ученик превращается из активного слушателя в активного исполнителя.

Большое влияние на музыкальное развитие ученика оказывает осмысленное понимание содержания песенок. Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Бывает, что дети не могут прочитать короткое стихотворение, пословицу, поговорку достаточно выразительно. Если они не в состоянии воспользоваться данным им самой природой речевым аппаратом, то каким образом они смогут произнести что – либо ясное или даже просто вразумительное языком музыкального инструмента? Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в классе. . Для примера можно взять такие фразы: "Динь-дон, динь-дон загорелся Кошкин дом", "Петушок, петушок, золотой гребешок"

Несколько примеров

«Динь – дон, динь – дон, загорелся кошкин дом». Слова этой песенки следует прочитать ученику и попросить его повторить, внимательно и терпеливо убеждая, что слова следует произносить звонко, громко, четко, а главное тревожно.

«Светит солнышко к нам в окошечко» - совершенно другой характер произношения: ласково, не спеша, тихо.

«Детский сад - у реки. А вокруг – цветники», - короткое стихотворение произносится с удивлением. Первая фраза – весело, достаточно громко. Вторая часть фразы – протяжно и тише.

Следующие примеры можно дать ученику на дом:

«Дует ветер озорной, лает пес Буянка».

«Тра – та – та, тра – та – та, мы везем с собой кота».

«У кота Воркота колыбелька хороша».

«Бьют часы, бьют часы: динь – дон, динь – дон».

«Польку спляшем поскорей, танца нету веселей».

Если примеров недостаточно, то их можно отыскать в учебниках по сольфеджио.

Затем мы эти же примеры начинаем прохлопывать и понимаем, что есть частые и редкие хлопки, ученику показываем как это можно записать:

«Пе – ту - шок, пе –ту - шок, зо – ло – той гре – бе – шок»

Хлопки есть короткие и долгие: короткие соединяют друг с другом палочкой (восьмые), а долгие записываются отдельными палочками (четверти). На первых порах можно помочь сделать правильную запись песенок. Можно также написать ритм нескольких песенок, затем прочитать песенки 3 – 5, а ученик должен выбрать для каждой свой ритм. Гитаристам полезно ритм даже не похлопывать. А отстукивать пальцами по деке.

Когда ребенок с этим справится, можно предложить еще такой пример для освоения и приобретения навыков усвоения ритмических структур. На отдельных карточках написать ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд показать ученику. Ученик запоминает и простукивает по памяти.

Затем необходимо познакомить ученика с нотным станом, нотными знаками, ключом «соль»; научить ученика правильно записывать на нотном стане ключ и нотные знаки.

Работа над легкими пьесами на начальном этапе обучения

Теперь остановимся на работе над пьесами, и уже с инструментом. К этому времени ученик уже должен уметь отличать восьмые и четверти, высокие и низкие звуки, правильно сидеть и держать инструмент. Песенки должны быть очень простыми. И сопровождать их должна другая гитара, на которой играет педагог.

Небо синее.

Небо синее, роща в инее.

Утро раннее все румянее.

Песенка исполняется на открытой струне «соль». Сначала песенку пропеть со словами под аккомпанемент учителя – это будет гораздо выразительнее, чем без аккомпанемента. Доступно рассказать о характере песенки, Играть мягко, спокойно, таинственно. Если ученик не сможет сразу представить образную картину, расскажите о ней подробнее, опишите зимнюю природу, синее небо, рощу, иней. После того как ученик представил содержание песенки, начинайте разучивать песенку голосом и со словами. Обратите внимание на выразительное интонирование мелодии. Как только ребенок правильно споет мелодию, можно приступать к игре на инструменте. При этом необходимо следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, за ритмом. В этой песенке кончики пальцев i m поочередно НЕЖНО нажимают на струну и останавливаются на соседней струне (апояндо). После звукоизвлечения палец расслабляется, происходит смена напряжений и расслаблений.

Смелый пилот.

Вырасту – буду мчаться повсюду

На самолетах смелым пилотом.

В песенке «Смелый пилот» прежде всего обратить внимание на особенностях звукоизвлечения. Веселая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно, ровно. Необходимо обсудить, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, четко.

Постепенно переходим к исполнению песен на закрытых струнах. Подбор нотного материала должен быть таким, чтобы освоение технических задач проходило наиболее удобно для ученика – не отпугивало бы сложностями. Но вызвало бы у него интерес, увлекало и притягивало.

Работать надо с фантазией и увлеченностью, как педагогу, так и ученику. Просмотрите, спойте, прохлопайте, проясните характер, содержание. Слова, название песенок могут стать ориентиром для выявления содержания и определения характера.

Ведущий принцип начального обучения: ВАЖНОСТЬ СЛОВА. Не забывайте, что именно словом мы учим ребенка музыкальному мышлению и самовыражению. Словом мы учим МУЗЫКЕ.

Заключение

Творческое развитие ребенка – одна из важнейших задач педагогики. Оно теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с уроками специальности в музыкальной школе. Данные уроки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого, эмоционального и красочного нотного материала являются базисными ориентирами в формировании творческий личности.

Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество - проводник к накоплению богатого личностного потенциала.

5 Список литературы

Э. Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре. — 1977. — Москва: Советский композитор, 1977. — 192 с. — 80000 экз.

Е. Шилин . - "Техника. Ежедневная работа гитариста " , мастер-классы №1-№3. "Художественная техника гитариста".

Способин И. Элементарная теория музыки. М., 1984.

6. Работу выполнил педагог дополнительного образования МБОУДОД «ЦРТДЮ» Автозаводского р-на. Малышева Н. Б.

Общий педагогический стаж 21 год

Стаж педагога дополнительного образования 2 года.

2014 год.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: