Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок в форме игры.
Класс: 6.
Дата: 19.03.2015 г.
Цели: - повторить и обобщить знания об общем грамматическом значении, правописании, словообразовании наречий;
- развивать и усовершенствовать навык правильного написания наречий, развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать чувство сотрудничества, дружбы, укрепить сплоченность коллектива.
Оборудование: сигнальные карточки, звездочки, презентация, проект домика Дружбы на ватмане.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Ну-ка дружно встали все,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
2. Вступительное слово учителя:
– Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проведем урок в форме игры. На этом уроке мы построим домик Дружбы, в котором будем весело и дружно жить. А для того, чтобы построить его, нам пригодятся ваши знания о наречиях. А также мы с вами научимся создавать коллективный проект, который мы и назовем «Домик Дружбы». Развивать нашу устную и письменную речь нам помогут различные задания, которые я приготовила для вас. Сначала давайте запишем сегодняшнее число в тетрадях для классных работ.
3. Работа по теме урока.
– Итак, ребята, задача наша непростая
Но знаю, нам она по силам.
А к цели мы пойдем по пунктам,
По нескольким этапам.
I этап. Как мы уже запланировали, мы будем строить домик Дружбы. Перед тем, как начать строить дом, давайте подумаем, что держит дом крепко в земле? Благодаря какой части дом может простоять на земле не одну сотню лет? (Фундамент) Молодцы, ребята, не только у дома, у наших знаний тоже должен быть фундамент. А фундаментом наших знаний о наречиях является знание определения местоимения. Итак, тот, кто верно сформулирует определение наречия, будет ставить фундамент нашего домика. Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или состояния (бежать быстро, чувствовать глубоко), признак качества (ослепительно белый), признак признака (ослепительно ярко), признак предмета (рубашка навыпуск).)
II этап. Молодцы, ребята. Теперь мы уже приступаем к нашему проекту. Сначала мы поставим стены. А чтобы поставить стены нам помогут ваши знания о правописании наречий. Давайте разберемся с правилами написания наречий и поставим переднюю стенку нашего домика. Итак, существуют основные правила:
1. Правописание приставок наречий.
2. Правила написания О и Е на конце наречий.
3. Слитное и раздельное написание наречий с НЕ и НИ.
4. Правописание Н и НН в наречиях.
5. Ь после шипящих в наречиях.
6. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
В наречиях пиши столько н, сколько в словах, от которых они образованы
беззвучный– беззвучно странный – странно
III этап. Ну, вот, ребята, домик наш почти достроен
Но чего-то хватает.
Кто мне скажет, кто мне скажет
Что же мы забыли с вами?
(Крышу!)
Давайте вспомним о словообразовании наречий. Итак, мы знаем, что наречия образуются от разных частей речи. Давайте определим способ образования наречий (к основе слова добавляется суффикс наречия: политический – политическ + и .)
А еще для того, чтобы установить крышу нашего домика, нам нужно назвать суффиксы наречий (о, е, а, и, у).
Что-то грустно, пусто в нашем домике. Давайте все войдем в наш домик. (Дети прикрепляют смайлики к домику.)
4. Закрепление. Теперь уж точно стало веселее. А давайте поиграем в игры.
1. Игра «Пропавшие наречия».
1) Восстанови наречия
________________
________________
________________
ДО _________________ А
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________ Ключ
Добела
Докрасна
Докуда
Допоздна
Дополна
Досуха
Досыта
Дотемна
Дотла
2) Восстанови наречия
________________
ВРАЗ ______________ У
_____________
Вразбивку
Вразвалочку
Вразрядку
3). Восстанови наречие
________________
________________
ПО ________________ У
________________
________________ Помаленьку
Понапрасну
Понемногу
Понемножку
Попервоначалу
Попусту
2. Игра с сигнальными карточками. Я буду называть разные части речи. вы поднимаете соответствующую карточку. Небо, высоко, дом, легко, плед, наверху, тот, наружу, который, далеко, укрылся, птица, восхищенно, пузырек, я, попусту, дождливый, никто, первоначальный, нечто, солнце, нечего, понемногу, постой, никогда.
3. Детективы. Мы будем искать наречия внутри данного слова. Втихомолку.
4. Составь слово из данных букв
1. е, р, с, п, н, р, а, к, о
2. о, н, а, ч, о, р, н
5. Домашнее задание.
1. Сделать карточки по правописанию наречий.
2. Подготовиться к контрольному диктанту.
Дидактическая шкатулка к уроку
1. Спишите, раскрывая скобки.
(От)ныне, (в)тупик, (после)завтра, (на)голо, (до)отвала, (по)старинке, (в)ничью, (в)шестером, (за)даром, (из)вне, (в)чистую, (с)нова, (на)тощак, (в)плотную, (до)смерти, (на)всегда, (в)притык, (во)все, (на)смарку, (до)отказа, (на)совсем, (в)темную, (в)семеро, (до)нельзя, (в)рассыпную, (на)бегу, (в)доволь, (на)взничь, (до)сыта, (в)складчину, (на)глазок, (в)двое, (на)супротив, (за)светло, (в)заперти, (в)ручную, (до)ныне, (на)ощупь, (в)просак, (на)чеку, (по)перек, (во)свояси, (на)весу, (в)дребезги, (до)тла, (в)придачу.
2. Работа с карточками.
Карточка № 1.
Раскройте скобки.
1. (По)зимнему небу плыли (на)перегонки облака.
2. Одетые (по)зимнему дети играли в прятки.
3. (По) летнему платью нашиты вязанные (в)ручную цветы.
4. На улице тепло (по)летнему.
5. (По)умному лицу ученика учитель (в)миг все понял.
6. Мой друг всегда поступает (по)умному.
Карточка № 2.
Раскройте скобки.
1. (По)твоему, наверно, не получится.
2. (По)твоему ковру никто не ходил.
3. (По)старинному пианино достанется всем участникам конкурса.
4. На балу все были одеты (по)старинному.
5. (По)утреннему ветру нельзя судить обо всем дне.
6. На улице свежо (по)утреннему.
Данную работу можно провести по вариантам. Содержание карточек записать на доске.
Дополнительный материал.
Исправь ошибки.
Был полдень. Медленно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая испуганно двигалась с запада на восток. Глухо подул ветер. Молодая березка беспощадно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния беспорядочно, раздался первый удар грома. Спеша укрыться, внезапно заметались птицы.