Тема: « Написание слов с разделительным твердым знаком (ъ)»
Цель: Учить написанию слов с разделительным твердым знаком.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о написании слов с разделительным твердым знаком.
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе; внимания путём выполнения специальных заданий по карточкам и упражнения по учебнику., эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях., любовь к Родине и ее героям.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя. проблемные вопросы.работа над новыми понятиями.творческие задания. практические упражнения.
Педагогические технологии:
элементы технологии проблемного обучения. элементы игровой технологии. здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Планируемые результаты:
Предметные:
наблюдение за позицией написания разделительного Ъ знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный Ъ;развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления;обогащение словарного запаса обучающихся, развитие связной речи;воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;
Формирование УУД:
Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу,
- умение аргументировать своё предложение.
- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
Оборудование: учебник Н.М. Барская «Русский язык» для 3 класса, тетрадь, индивидуальные карточки, картинки, музыкальная запись «Фиксики», словарное слово «Космос», загадка о космосе, портрет Ю.А. Гагарина, слова - карточки, таблицы - правила, пословица, слова с ъ знаком.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок, начинается урок! Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели.
2. Доклад дежурного.
Откройте тетради. Запишите число: 12 апреля. Классная работа. Исправляю....
3. Словарная работа.
Загадка про космос:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. ( космос )
- Правильно. Сегодня, 12 апреля, день первого полета космонавта в космос. Этот полет был совершен в 1961 году. Как звали этого космонавта? - Ю. А. Гагарин.
- Верно. Этот день стал праздником - Днем космонавтики.
4. Закрепление изученных знаний о пройденной теме.(предлог)
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Предлоги.
- Назовите предлоги.
- В, из, на, под, над, к, о, об...
- Составьте слова с предлогами о космосе.
- На ракете, о комете, в космосе...
- Как пишутся предлоги со словами?
- Предлоги со словами пишутся раздельно.
5. Минутка чистописания. Запишем слова с предлогами о космосе в тетрадь. (На ракете, о комете, в космосе)
- Предлоги подчеркните
6. Актуализация опорных знаний. На доске:
- Друзья, ученье нас объединяет!
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Правильно. Если мы с вами будем дружные, уважать друг друга, тогда у нас всё получится.
- Я предлагаю, пусть эта пословица, будет девизом нашего урока
7. Этап подготовки обуч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала. Мотивационно-целевой настрой.
- Звучит музыка (Фиксики)
- Кто это?
- Фиксики.
- А какие они?
- Любознательные.
- А какие вопросы всегда задают Фиксики?
- Где? Как? Почему? Зачем?
- Давайте же мы будет такие же, как Фиксики – любознательные, и на уроке откроем для себя что-то новое.
- К нам в гости пришел Дим Димыч. Ребята, ему нужна наша помощь. Нужно помочь Дим Димычу вставить орфограммы в словах.
На доске предложение: Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.
- Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.
- Нолик написал : Мальчик сел за стол и сел конфету.
-Симка написала : Мальчик сел за стол и съел конфету.
- Кто же из них прав?
- Докажите.
- Обратите внимание на значение слова.
-Что мы можем сказать про слова: сел – сел - одно значение.
сел – съел - разное значение .
- Почему Нолик ошибся?
- Он не знает правописание Ъ.
8. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы с вами будем учиться правильно писать слова с разделительным твердым знаком и поможем нашим героям в написании ъ.
- На какую букву похож ъ?
- на ь., на ч.
9. Объяснение нового материала.
- На доске слова: въехал, съехал, подъехал, объехал, отъехал.
- Какая часть у них общая?
- Ехал.
- Какие буквы, слоги стоят перед ъ?
- в, с, под, об, от.
- Ребята, ъ знак служит на письме для того, чтобы разделить 2 звука, 2 части слова.
- Хором прочитаем эти слова: въехал, съехал, подъехал, объехал, отъехал.
10. Усвоение новых знаний.( по карточкам)
- Прочитайте слова, соедините их по смыслу. Подчеркните Ъ знак.
Въехал - к дому
Съехал - от деревни
Подъехал - с моста
Отъехал - в гараж
Вывод. На доске – плакат - правило.
11. Физкультминутка. (проводит обучающийся) Буратино потянулся...
12.Первичная проверка усвоения новых знаний.
- Стр. 177., упр.15. Вывод. На доске – плакат - правило.
13.Закрепление знаний. Самостоятельная работа по карточкам ( в парах)
У вас на партах лежат карточки со словами. Вы должны вставить пропущенные буквы.
Об явление
по хали
приб жал
с ёжился
солов и
об яснение
раз ярён
друз я
- Подчеркните слова с ъ знаком.
Вывод. Работа с правилом. Стр.177.
14.Итог урока.
- Что изучали на уроке?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
Рефлексия. (Клоуны)
15. Домашнее задание. На карточках.
- Замените предложение одним словом. Слово должно быть с ъ знаком.
Крыльцо, крытый вход в здание – подъезд
Место в пути, где дорога поднимается кверху – подъём
Нижняя юбка, которая носится под одеждой – подъюбник
Печатное сообщение, извещение о чем-либо – объявление
16. Выставление оценок по ходу урока.