Музыка и ее роль в воспитании духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста
Музыка, как вид искусства обладает огромными воспитательными возможностями. По этому поводу многие известные мыслители подчёркивали роль музыки в становлении и формировании личности человека.
Например, Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая её образной им самим». О воспитательной функции музыка высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна вызывать воздействия на эстетическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи. Обучение музыки соответствует самой природе для этого возраста».
Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития личности ребёнка. Важным представляется формирование у детей не только общего представления о музыке, обогащая его историческим и общеэстетическим материалом, но и использование всего потенциала музыкального искусства, его эмоционального воздействия, обладающего большими воспитательными возможностями, что в итоге способствует формированию внутреннего мира ребёнка.
Эту особенность музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение и силу влияния музыки на личность отмечали еще античные философы, такие, как Аристотель, Пифагор, Платон. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы и писатели: Гегель, Гёте, Дидро, Кант, Лессинг,
5
Шеллинг, Шиллер. В. А. Сухомлинский писал о значении классической музыки в воспитании: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
В России проблеме формирования духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства начали уделять особое внимание в конце XVIII века. Постепенно этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Вопросы музыкального воспитания связывались с общими культурными и нравственными вопросами.
К проблеме духовно-нравственного воспитания неоднократно в своих работах и статьях обращался Д. Б. Кабалевский. Он пишет: «Основной целью современного музыкального образования является формирование художественной и музыкальной культуры ребёнка как неотъемлемой части культуры духовной. Я стремился найти такие принципы, методы и приёмы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека».
Сегодня в музыкальном образовании осознаётся необходимость возвращения понятия идеология. Исследователь Б. С. Гершунский подчёркивает: «Хотим мы этого или не хотим, -идеология, понимаемая достаточно широко, пронизывающая все культурно-просветительские, воспитательно-образовательные институции общества, его духовную сферу, формирует (и формирует активно) мироощущение и мировоззрение, систему взглядов на мир».
В работе А. Б. Воронцова подчеркивается роль классической музыки в воспитании дошкольников. Автор подчеркивает: «Целенаправленное духовное формирование личности происходит уже в дошкольных образовательных учреждениях. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается
6
эмоциональный отклик на музыку. По результатам исследований, у дошкольников выражена способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему».
Очень точно о назначении музыки сказал П.И. Чайковский «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека». Поэтому столь важно привлекать детей к обучению в музыкальных объединениях в системы дополнительного образования, где осуществляется воспитания поколения, понимающего категории: «красота», «гармония», «возвышенное», «прекрасное».
Занятия музыкой в объединении «оркестр народных инструментов» Белгородского Дворца детского творчества способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности. Цель занятий заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры ребёнка, как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащегося, воспитания у него эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
Музыка – это способ передачи эмоциональной информации. Если этот «тренаж общения» осуществляется на репертуаре высокой классики, то к нравственной характеристике воздействия на личность добавляется и духовная. Система коммуникации имеет двухканальную структуру. Дети учатся не только получать любовь, но и дарить её. Игра на инструменте есть первая попытка выражения ребёнком своих чувств.
Игра в оркестре или в ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма. Воспитательный эффект искусства возникает при условии, если человек ощутил практическую пользу
7
и ценность того, чем занимается. Занятия в оркестре народных инструментов, в понимании этой сути, становится актуальной формой учебной работы.
Занятия в оркестре народных инструментов объединяет детей по интересам, создаёт условия для творчества, полноценного развития личности, для проявления и формирования художественных способностей, эстетической и исполнительской культуры воспитанников. Несмотря на большую разницу в возрасте (дети от 7 до 18 лет), это – дружный коллектив единомышленников, который в достаточной мере владеет техническими и художественно – выразительными средствами оркестрового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, заложенных в произведении.
Неоценимую помощь в повышении интереса у учащихся к занятиям в объединении и их духовно-нравственном воспитании играют дополнительные формы работы: творческие встречи, музыкальные гостиные, развлекательно – игровые программы, познавательные беседы, посещение концертов Белгородской филармонии и учебных оркестров города, походы, спортивно – оздоровительные игры на природе и другие.
Занятия с детьми в объединении приносят положительные результаты: бывшие участники оркестра приводят своих детей для обучения музыке; многие из учащихся в дальнейшем продолжили обучение в музыкальных колледжах, институтах. Обучение в оркестре помогает учащимся приобрести практические навыки владения инструментом и коллективного исполнительства, выразить себя в творчестве, уметь общаться, установить гармоничные отношения с собой и миром, развить художественный вкус, музыкальное мышление, активную гражданскую позицию, обогатиться духовно и нравственно и сориентироваться в выборе будущей профессии.
8
Создавая педагогическую систему, основанную на произведениях музыкальной классики, требуется решение проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребёнка. Основной критерий доступности, помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых ребёнку тем и сюжетов, представляет собой соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка, способности сопереживать определённым чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Необходимо выстроить музыкальный материал таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить своё отношение к звучащей музыке. Насыщение разнообразием интересных для ребёнка сравнений произведений развивают его представления о музыкальном искусстве.
Основополагающими принципами в формировании духовно-нравственных ценностей дошкольников средствами классической музыки на наш взгляд являются:
- принцип цикличности или концентричности;
- принцип контрастного сопоставления репертуара, способствующий развитию музыкального мышления;
- принцип адаптивности, позволяющий педагогу варьировать репертуар, методы и формы обучения детей;
- принцип синкретизма, дающий возможность взаимовлияния различных видов искусств.
Гибкая, адаптивная модель систематизации музыкальных произведений по этим принципам позволяет составлять репертуар в таких сочетаниях, которые удобны для проведения праздничных утренников и других мероприятий.
9
Современный педагог-музыкант должен считать ведущим направлением в работе с детьми создание целостного музыкально-образовательного процесса. Тесное слияние и взаимопроникновение всех видов деятельности в условиях такого занятия позволяет выстраивать его как цельную и динамичную композицию. У этой композиции есть, своего рода, завязка проблемы, ход её решения, кульминация. Самая яркая точка музыкального занятия, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия. И, наконец, развязка, где подводятся итоги. Есть отличие музыкального занятия, которое только привносит слуховые добавки к музыкальным знаниям детей от занятия с особенной творческой атмосферой, возвышающей над обыденностью, формирующей стержень личности, встречей с «прекрасным».
Таким образом, программа объединения с художественной направленностью способствует духовно-нравственному воспитанию, развитию творческого потенциала каждого ребёнка, формированию его личности, адаптации в сложном современном обществе и ориентирована на запросы детей, родителей, социума.