Монологическая речь в общеобразовательной школе: формирование и развитие - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 10

1.Введение

Для  нашего  времени  характерны быстро и постоянно обновляющаяся  информация,  возросшая мобильность людей  и их стремление путешествовать и общаться с большим количеством людей, в том числе и говорящих на разных языках мира. У многих благодаря Интернету появилась  возможность смотреть кинофильмы и передачи зарубежных телеканалов у себя дома. Все больше людей находят работу за границей. В таких условиях усиливается необходимость практического владения иностранными языками и, прежде всего, английским  как признанным языком международного общения.  

Становится важным уметь вести беседу и высказываться по разным поводам связно и полно. Поэтому высоко начинает цениться владение устной речью на английском языке.

Как показывает практика, научиться грамотно и понятно выражать свои мысли – это непростая задача и для человека, говорящего на родном языке. Еще более трудно сделать это на иностранном языке.

Не всегда в учебнике дается достаточное количество интересных и разнообразных упражнений. Учителю бывает трудно определиться с тем, что ж еще такое придумать, чтобы «разговорить» подростков.

Данная работа является попыткой систематизации теоретических сведений и методических приемов по вопросам формирования и развития умения монологической речи,  системы специальных упражнений и контроля за сформированностью данного умения.

Приложение включает в себя образцы некоторых упражнений, взятых  из опыта практической работы с учащимися общеобразовательной школы .

  1. Теоретические основы обучения монологической речи на иностранном языке

2.1 Сущность понятия «монологическая речь» (МР)

Как известно, устная речь существует в двух формах: монологической и диалогической. Монолог можно определить, как развернутое высказывание одного лица.

Для монолога  характерно:

1) развернутость, связанная со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания;

2) наличие распространенных конструкций;

3) грамматически правильно оформленная  речь;

4) разнообразие словарного состава.

Различают два основных типа монолога:

1) монолог как сознательное обращение к слушателю (научная, судебная, научная или художественная речь);

2) монолог как речь наедине с самим собой («внутренний монолог»), когда высказывание не рассчитано на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как спонтанным, неподготовленным, так и подготовленным, заранее продуманным.

Монолог имеет определенную структуру (вступление, основная часть, заключение) и может существовать как в устной, так и в письменной речи.

Известно, что монолог имеет следующие коммуникативные функции:

  • информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
  • воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение его);
  • эмоционально-оценочная.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция МР.

По коммуникативной цели различают монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

2.2 Психологические особенности МР

Как уже говорилось, МР – такая форма речи, когда ее выстраивает один человек, он сам определяет структуру, композицию и языковые средства своего высказывания.

Ситуация – отправной момент для монолога. Потом он (монолог) как бы отрывается от ситуации, образуя свою среду – контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен. А значит, МР должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, в которых часто нуждается диалогической речи.

Важная психологическая особенность монологического высказывания – его непрерывность, которая позволяет говорящему человеку связно и полно высказать свои мысли.

В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью МР является более сложной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении МР на иностранном языке эти трудности значительно возрастают в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, необходимыми для выражения мыслей.

2.3 Лингвистические особенности МР

Монологическое высказывание предполагает владение сложным умением связного изложения мыслей, фактов, событий, что требует владения связующими элементами предложений – различными наречиями, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения (выбором соответствующего порядка слов в предложении, союзов и союзных слов и т.п.).

2.4 Цели и задачи обучение МР в общеобразовательной школе

Школьное обучение не может обеспечить подлинное владение МР. Общеобразовательная школа в своем большинстве может обеспечить средний (базовый) уровень, цель которого состоит в развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом обязательно должны присутствовать такие параметры МР, как связность и логическая последовательность. Задача школы – развитие неподготовленной продуктивной речи учащихся. МР должна быть ситуативно обусловленной и мотивированной, т.е. у учащихся должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке. МР развивается в связи с чтением и слушанием: учащиеся выступают с самостоятельным выступлением по прочитанному/прослушанному с личной оценкой. Также формируется, а затем и развивается умение выступать в связи с ситуацией в рамках основных сфер общения.

В целом, все обучение МР должно быть направлено на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное и сделать выводы. Это способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование.

  1. Методические приемы обучения монологическому высказыванию

3.1 Система упражнений для формирования и развития МР

Овладение МР осуществляется в ходе выполнения упражнений.  Главное, чтобы языковые упражнения предшествовали работе над речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, лексического, грамматического оформления высказывания. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в качестве средства обучения, и оно носит репродуктивный в  широком смысле этого слова характер. Речевые упражнения обеспечивают учащимся возможность творческого использования сформированных навыков при решении коммуникативных задач.

3.1.1 Языковые упражнения

Хорошо отработанная  произносительная сторона высказываний учащихся во время тренировки готовит их к осуществлению говорения. При организации тренировочной работы в правильности грамматического и лексического оформления высказывания следует подходить к материалу дифференцированно в зависимости от трудности, которую он представляет для учащихся, что отразится на количестве упражнений и их характере. В данной таблице представлены суть и последовательность выполнения этих упражнений, а также действия обучающихся, подлежащие контролю.

Операция

Грамматическая сторона МР

Лексическая сторона МР

Репродукция

= имитативное воспроизведение РО, проводится хором в быстром темпе многократно. Происходит запоминание грамматического явления в речевом целом в данной конкретной ситуации

Контролируется точное воспроизведение РО

= правильное воспроизведение образца слова как отдельно взятой единицы, в словосочетаниях и предложениях. Многократное проговаривание хором и индивидуально способствует запоминанию ЛЕ. Необходим демонстрационный материал (картинки, игрушки)

Контролируется точное воспроизведение слова изолированно, в словосочетании и предложении. Отклонения от образца должны исправляться

Подстановка

РО наполняются другими, известными учащимся ЛЕ, способствует непроизвольному запоминанию грамматической структуры. Проводится в быстром темпе, имеет коммуникативную направленность. Необходимы раздаточный материал, экран

Контролируется соответствие выбираемой лексики грамматической структуре и соответствующей учебной ситуации

= выбор из памяти ЛЕ, относящихся к одной теме и включение его в речевую цепь

Контролируется правильность выбираемой ЛЕ и ее сочетаемость с  другими

Расширение заданного образца

Обеспечивает возможность внутри заданной структуры включать в нее уже известные прилагательные и обстоятельственные слова. Позволяет учащимся «сказать больше»

Контролируется сохранение грамматической структуры и включение в нее правильно выбранных определительных слов и обстоятельственных выражений. Контроль осуществляется индивидуально в быстром темпе

Проводится сначала на уровне словосочетания, а затем на уровне предложения. Готовит учащихся к более информативным и полным высказываниям при выполнении речевых упражнений

Контролируется правильность выбираемой ЛЕ и ее сочетаемость с другими

Комбинирование

= комбинирование вновь усваиваемого материала с ранее освоенным, т.к.учащиеся испытывают большие трудности в комбинировании известных им грамматических элементов структур и самих структур при построении высказывания. Позволяет формировать навыки оперирования разными структурами в зависимости от поставленной задачи.

 Самое трудное упражнение, является переходным к речевым упражнениям

Контролируется, как учащиеся используют известные структуры разного грамматического оформления для выполнения предложенного задания

= использование учащимися ранее усвоенных слов по одной теме при работе над другой темой. Усваиваемая ЛЕ включается в разные, логически связанные между собой структуры

Контролируется, как учащиеся подключают известные ему слова в процессе работы над новой темой

Таким образом, контроль должен пронизывать всю тренировку. Если он осуществляется пошагово, пооперационно, то он вырабатывает у учащихся самокоррекцию и самоконтроль, без чего немыслимо дальнейшее продвижение в овладении говорением, и делает сам процесс обучения управляемым.

3.1.2 Речевые упражнения

При проведении речевых упражнений в центре внимания оказывается само умение что-то сообщить, описать, рассказать и т.п. на основе предварительно усвоенного языкового материала. Сразу такое умение не может возникнуть даже на родном языке, а тем более оно не возникает само собой при изучении иностранного языка.

Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство, связный текст. Сами эти высказывания могут носить характер сообщения, описания, рассказа.

3.2 Уровни сформированности МР

В условиях изучения ИЯ в школе можно говорить о разных уровнях сформированности МР, в зависимости от доли творчества и самостоятельности, проявляемых учащимися. 

1 уровень – репродуктивный

Речевое творчество и самостоятельность в выборе языкового оформления (как сказать) и в определении содержания (о чем говорить) отсутствуют.

2 уровень – репродуктивно-продуктивный

Имеются некоторые элементы творчества и самостоятельности (варьирование усвоенного языкового материала, использование его в новых ситуациях, последовательность и композиционная структура их изложения). Однако  большая часть высказывания будет носить репродуктивный характер. Варьирование будет зависеть от степени владения учащимися операциями подстановки, расширения, и особенно трансформации и комбинирования. Выполнение упражнений этого уровня  предполагает «инвентаризацию» языкового материала, хранящегося в памяти, и выбор того, что нужно для выполнения задания. И учащемуся нужно затратить определенные усилия и энергию, характерные для творчества.

3 уровень - продуктивный

Учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить свое отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом. Однако и в этой речи, как отмечает П.П. Блонский, наряду с мыслями – продуктами рассуждения говорящий пользуется и мыслями, которые являются мыслями-воспоминаниями.

3.3 Использование опор

МР представляет большую трудность для учащегося, как на родном, так и на иностранном языке (выбор того что сказать и как сказать), поэтому формирование этого сложного умения должно происходить с помощью опор. Они могут быть связаны как с содержанием, так и с формой изложения, а также одновременно и с тем и с другим.

Опоры на репродуктивном уровне

 Используются комплексные опоры, которые помогают и по содержанию и по форме. Например, текст. Если текст воспринимается на слух, то он должен быть небольшим по объему, логично построенным, по сути дела представлять собой сверхфразовое единство. Например, дети прослушивают текст о Мэри 1-2 раза, а затем им предъявляется картинка другой девочки (Энн) и предлагается рассказать о ней. Их рассказ сводится  к воспроизведению услышанного в той же логической последовательности. Изменится только имя.

Опорой может служить также печатный текст. Ученики прочитывают текст и рассказывают.  Естественно, их рассказ будет носить репродуктивный характер.

Опорой для МВ этого уровня может быть структурный «скелет», назначение которого – помощь  учащимся и в запоминании и в воспроизведении текста. «Скелет» можно проецировать на экран, написать на доске или на карточках. Учитель предъявляет картинку лошади и рассказывает о ней. На экране высвечивается «скелет» его рассказа: Нere is a … It’s a domestic … It’s … It lives on… It eats … It drinks … I like … very much. Затем, не убирая «скелет», и показывая картинки других животных, просит детей рассказать о них.

Опоры на репродуктивно-продуктивном уровне

На данном этапе опорами служат различные картинки игрушки и т.д. Возможна также опора и на форму в виде ключевых слов или плана, данного в форме утвердительных предложений или вопросов. Она сама по себе уводит детей от простой репродукции и ставит их перед необходимостью осуществлять операции подстановки, расширения, трансформации и комбинирования.

Или, в качестве опоры могут даваться  вопросы. Полные ответы на них позволят учащемуся построить связное высказывание.

План также может быть представлен в виде одних вопросительных слов, указывающих на последовательность изложения, а именно: who, where, when, how long, why etc.

Опоры на продуктивном уровне

На продуктивном уровне учащимся необходимы стимулы, обеспечивающие им достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию:

  1. Прослушанный или прочитанный рассказ, если требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, включающих и свое отношение к прочитанному. В этом случае требуется большая творческая самостоятельная работа по выделению главного из того, что он услышал/прочитал; отбор языковых средств, необходимых для передачи этого главного и построения высказывания.

Выполняя такое задание самостоятельно в классе или дома, ученик может составить свои опоры для высказывания – ключевые слова, отдельные важные предложения или зарисовки. Данному умению нужно, конечно же, обучать.

  1. Картинки, схемы и т.п. оказывают сильное стимулирующее воздействие на высказывание уч-ся.
  2. МВ можно стимулировать с помощью вербальных средств. Например, «Опиши своего питомца так, чтобы мы могли ее представить», «Расскажи, как ты собираешься провести каникулы» и т. д.

3.4 Контроль за сформированностью МР

При осуществлении контроля за сформированностью МР следует исходить из уровней. На репродуктивном уровне контролируется правильность (безошибочность) воспроизведения, темп, эмоциональная окрашенность. На репродуктивно-продуктивном уровне контролируется и оценивается  объем высказывания, языковая правильность и соотношение репродуктивного и продуктивного (за счет умения осуществлять операции подстановки, расширения, трансформации и комбинирования).

На продуктивном уровне контролируется и оценивается объем высказывания, его языковая правильность и самостоятельность в выборе языковых средств, в логике построения, умение начать изложение, развернуть его должным образом и закончить высказывание.

  1. Заключение

             Проведенное изучение литературы по вопросу формирования и развития МР позволило активизировать и углубить имеющиеся познания в методике преподавания иностранного языка. Мы можем сделать следующие выводы: 

  1. Формирование и развитие умения устного монологического высказывания является актуальной задачей для современной школы. Общеобразовательная школа может обеспечить средний базовый уровень говорения, цель которого состоит в развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. Наиболее важной является информативная функция МР.
  2. МР – более сложная деятельность по сравнению с диалогической речью. Она требует со стороны учащихся овладения умением логически раскрыть мысль, выделить главное и сделать выводы.
  3. Тренировка языкового материала должна предшествовать тренировке речевого материала. Разнообразные опоры призваны оказать неоценимую помощь в овладении столь сложным умением.
  4. Контроль должен пронизывать всю тренировку. Правильно организованный контроль способствует выработке у учащихся самокоррекции и самоконтроля. Что делает процесс обучения управляемым.

            В данной работе автором представлены  некоторые собственные идеи  по поводу решения такой непростой задачи, стоящей перед учителем, - «разговорить»  современных учеников.

  1. IV. Приложение
  1. Рассказывание с помощью ключевых слов и словосочетаний
  2. Talk about the location of Canada, Germany, and Switzerland. What countries, seas, oceans, mountains, rivers, lakes, etc. are these countries bounded by?
  3. What country do you live in? Talk about its location.
  4. Talk about the location of the town where you live. What part of the country is it situated in? How far away is it from other towns? What rivers, mountains, etc. are near your town?
  5. Рассказ о Москве по таблице. Продолжи…

Moscow was founded in 1147 and became the capital city …

  1. Рассказывание по опорным текстам.

(на доске или на экране опоры):

Janet…    She  can never  …     She never knows   …    There are few things  …   She says that she  …

Mike  wouldn’t  say  …  , but he …    He can  …   He doesn’t buy  …  He goes  …   

He buys    …     by himself.

Betsy  …   but she  …    She spends   …   on   …      Betsy’s Mum   …   her to buy …         

  1. 4. Пересказ прослушанного текста

Перед слушанием текста:

  1. Работа с картой США и иллюстрациями с видами Аляски.
  2. Отметить, является ли предложенная лексика знакомой или нет.

-  the 49-th state of America

-  the Subarctic Zone

-  the highest mountain

-  the capital of

-  the biggest cities

-  favourite visitors attractions

-  sightseeing

-  photography

-  wildlife

-  fishing

- dogleds

- the flower symbol

  1. Соединить английское и русское название животного.

a moose                лебедь

a reindeer              медведь гризли

a grizzly bear         северный олень

a sea lion                лось

a seal                      тюлень

a swan                    морской лев

  1. Какой цветок может иметь название the forget-me- not (обратить внимание, что по форме это целое предложение.
  2. Географические названия

Mc Kinly

Juneau

Ancorage

Sitka

Kodiac

Во время слушания текста:

                        Заполнить пропуски в сокращенном тексте.

Welcome to Alaska

            Alaska is the   __1__   of America. It is one of the most   __2_   places in the world. It is placed in the   _3__   , in the   _4__   of North America. и т.д.

После слушания текста:

                        Контроль выполнения задания. Пересказ текста с помощью опор.

                       

  1. Перевод с русского языка на английский на основе прочитанного текста

         Текст для перевода:

         «Мой друг разделяет мою любовь к путешествиям. Мы не довольствуемся каналом Discovery и журналом National Geographic . Мы получаем многое от путешествия. Мы чувствуем себя увлеченными, изучая иностранные языки и посещая разные страны. Мой друг и я соединяем

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: