В основу построения модели управления вошли следующие положения:
- Мы рассматриваем систему управления как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем - субъекта и объекта управления. Обе эти системы, с учетом их взаимодействия, образуют уже новую систему - систему управления как совокупность двух подсистем (А.С. Малинин, В.И. Мухин, C.B. Рогожин, Т.В. Рогожина и др.) [224, 305 ].
- Наша модель будет описывать деятельность субъекта управления. Субъектом управления выступает руководитель или орган управления - руководящий или распорядительный центр, в зависимости от делегирования полномочий и распределения функциональных обязанностей [349].
- Система управления не может не отражать особенностей объекта управления, его назначение, структуру, производственно-технологические характеристики. «Она строится в соответствии с потребностями объекта управления и предназначена для удовлетворения этих потребностей. Нет и не может быть системы управления вообще, есть система управления конкретным объектом» (Э.М Короткое) [201].
- Управление образовательным учреждением должно выстраиваться в логике целостного педагогического процесса. Следовательно, выбор стратегии, тактики, содержания, форм, технологий управления целиком и полностью зависит от предназначения образовательного учреждения конкретного типа, а также от той концепции, которую выбирает для себя коллектив учреждения в данный период времени (М.М. Поташник, Р.Х. Шакуров и др.) [376, 399,400].