Рассуждая о современном уроке можно отметить следующее. Современный урок требует от учителя тьюторского сопровождения ИОП (индивидуальные образовательные программы ) учащихся. Для каждого на уроке создается место и время, чтобы учащиеся могли реализовать свои потребности. Каждый ребёнок воспринимается как возможность. Человек идентичен самому себе. Задача учителя-тьютора помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг. Учитель в современном уроке – консультант, помощник, тьютор – создает условия для ИОП учащихся и сопровождает освоение новой деятельности. Современный урок невозможен без проблемной ситуации: А про что тебе интересно?, Что ты для этого можешь сделать?, Куда ты можешь обратиться?
Цели урока становятся конкретными, их можно «пощупать». И звучат они теперь так:
- Каждый учащийся должен проговорить, выучить, начертить, решить, повторить и т. д.
Одним из главнейших моментов урока становится организация коммуникации. Чтобы это произошло мало взять парную работы. Нужно запустить все фазы процесса усвоения: восприятие, припоминание, осознание, осмысления, запоминание, применение.
Поэтому на смену объяснению нового приходит иная подача материала. Мне нравится начать рассказ, а потом остановиться на логически законченном кусочке и попросить учащихся ответить на вопрос: что поняли?, о чём услышали?, выразить своё мнение. Часто я прошу их обсудить в оргдиалоге услышанное и поделиться со всеми детьми своим пониманием. Работая по программе «Формирование ОУУН (Формирование общеучебных умений и навыков) на основе оргдиалога учащихся » я поняла взаимосвязь между этапами урока и фазами процесса усвоения. Чтобы урок прошёл на продуктивном уровне для каждого учащегося, учитель должен хорошо понимать ЧТО? И КАК? С помощью чего? запускает.
Современный урок предполагает воспитание личности, умеющей слышать и слушать, уважать мнение другого, быть толерантным. Поэтому в организации оргдиалога я включаю слова:
-Спасибо!
-Мне приятно было с тобой работать.
-Ты молодец, ответил всё верно. ИЛИ –Ты извини, но тебе нужно повторить….
Мне нравится написание конспекты урока в таблице. Это позволяет наиболее чётко увидеть Де (учебно-познавательная, исследовательская деятельность)учителя и учащихся на каждом этапе урока, понять, где и как осуществлялась рефлексия, какие оргформы задействованы, какие приёмы и методы работают на уроке.
Предлагаю конспект урока по математике в 1 классе. Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России»).