Мини – музей в ДОУ как средство экологического образования детей дошкольного возраста.
«Музей – это смесь искусства и истории,
документа и романа, которая посылает нам через
многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания.»
Ф. Дзери
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является экологическое воспитание дошкольников. Главной целью экологического образования является формирование у дошкольников экологической культуры — совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Основные задачи экологического воспитания это: воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование у детей знаний о природе; развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.
В нашем детском саду экологическое образование детей строится с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.
Одним из используемых нами методов знакомства детей с природой является создание собственного экологического мини – музея.
С детьми проводятся познавательные занятия и совместная опытно-экспериментальная деятельность систематически в мини-музее. Занятия проходят в форме экскурсии в музей. Педагоги ДОУ формируют у детей любознательность, стремление глубже познать явления природы, любовь к ней, навыки бережного отношения к растениям и животным, способствуют развитию у дошкольников лучших черт характера.
Наши мини-музеи осуществляеют следующие педагогические функции:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта. Работа по созданию мини-музея сплатила коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь.
Мини - музеи в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и показали свою значимость в воспитании и развитии детей.