Тема занятия: «Мебель»
Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени, образование и употребление существительных с суффиксом увеличительности). Учить детей употреблять предлоги К, ОТ.
Коррекционно-развивающие задачи. Совершенствование навыка звукового анализа; навыка составления схемы предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание, воображение, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные задачи. Воспитывать у детей терпение, интерес к окружающему миру, внимательное отношение к речи.
Оборудование. Предметные картинки с изображением мебели. Мяч. Тетради, карандаши, наборы для составления схемы предложения. Парные картинки для составления предложений с предлогами К и ОТ. Схемы предлогов К, ОТ.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед говорит детям, что если он назовет слово «земля», все должны опустить руки вниз или произнести какое-либо слово, относящееся к земле (например, «огород»). На слово «вода» - вытянуть руки вперед, изобразить волны, сказать «водопад» и т.п.. На слово «воздух» - поднять руки вверх, сказать «солнце». На слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных суставах, сказать «костер».
Игра «Ветерки»
Логопед предлагает детям сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на «ветерок». Голову вперед не тянуть. Затем немного отодвинуть «ветерок» и повторить упражнение. Обратить внимание ребенка на то, что при удалении пера мышцы живота будут все более напряженными.
2. Объявление темы.
Логопед предлагает детям посмотреть на доску (на доске висят предметные картинки с изображением мебели) и сказать, как все можно назвать одним словом. (Мебель).
- Сегодня мы с вами поговорим о мебели.
3. Игра «Новая квартира».
Логопед предлагает детям расставить мебель. Дети определяют количество слогов и расставляют мебель по домикам.
4. Игра «Какой? Какая? Какие?».
Логопед катит мяч ребенку и называет, из чего сделана мебель, а дети отвечают, какая она:
Кровати сделаны из березы (березовые кровати). Стенка сделана из дуба (дубовая стенка). Диван обит вельветом (вельветовый диван). Стулья на кухне сделаны из металла (металлические стулья).
5. Игра «Еще лучше».
Логопед убирает мяч и предлагает детям поиграть в игру: он начинает предложение об одном из предметов мебели, а дети заканчивают предложение, рассказывая о том же предмете мебели, который еще лучше первого.
У меня есть мягкий диван…(а мой диван еще мягче). У меня есть удобное кресло…(а мое кресло еще удобнее). У меня есть высокий шкаф…(а мой шкаф еще выше). У меня есть широкая кровать…(а моя кровать еще шире). У меня есть низкая тумбочка…(а моя тумбочка еще ниже). У меня есть красивая стенка…(а моя стенка еще красивее).
6. Игра «В гостях у Михайло Потапыча и Мишутки».
Логопед называет маленький предмет мебели, а дети называют такой же большой предмет мебели, образованный с частицей -ищ-.
У Мишутки маленький стул, а у Михайло Потапыча большой…стулище.
У Мишутки маленькая кровать, а у Михайло Потапыча большая…кроватища.
У Мишутки маленький шкаф, а у Михайло Потапыча большой…шкафище.
У Мишутки маленькое кресло, а у Михайло Потапыча большое…креслище.
7. Физкультминутка - потягивание.
Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на цыпочки, постепенно напрягая все тело, как «струнку».
8. Индивидуальная работа. Упражнение «Составь предложение».
Логопед раздает детям парные предметные картинки с изображением мебели и других слов-предметов и просит детей составить по ним предложения с предлогами К и ОТ. Дети составляют предложения, выкладывают схему и записывают ее в тетради.
Шкаф - девочка (девочка подошла к шкафу). Дверца - тумбочка (от тумбочки отломалась дверка). Собака - буфет (собака отошла от буфета). Бабочка - скамейка (бабочка отлетела от скамейки). Табуретка - стол (бабушка поставила табуретку к столу). Кресло - мяч (мяч откатился от кресла). Диван - черепаха (черепаха приползла к дивану).
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.