Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 217
  • Скачиваний: 0

Одним из условий организации детской деятельности является создание особой развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет свободно использовать ее компоненты, легко и гибко меняется, дополняется или даже создается в зависимости от конкретных задач, т.е. отвечает принципам, представленных ФГОС ДО. Всем этим требованиям идеально подчиняются универсальные игровые макеты.

Игровые макеты можно использовать во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Макет – модель, представляющая собой небольшую плоскость с закреплённым на ней устойчивым сооружением.
Выделяются следующие виды макетов:
1. Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты. Например, макеты «Кукольный дом», «Народная изба». Они позволяет направлять воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов. Макеты словно оживают, наполняются и дополняются разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.
2. Макеты территориальные. Они направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Они позволяют детям наглядно увидеть, рассмотреть и сами объекты и территорию вокруг. Например, макеты «Город», «Наш детский сад». Как макет может служить даже палас в группе с соответствующими расцветкой и рисунком.
3. Ландшафтные природоведческие макеты – позволяют познакомить детей с природной территорией, а также с обитателями этой территории. Например, макеты «Саванна», «Пустыня», «Африка», «Подводный мир», «Вулкан».
4. Исторические макеты. Например, макет «Первобытный мир». Дети знакомятся с растительным и животным первобытным миром, видят как выглядел первый человек на земле. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, ищут ответы.
5. Макеты о жизни человека. С помощью этих макетов дети приобретают социальные навыки, приобретают знания о жизнедеятельности человека. Например, макеты «Домашнее хозяйство» и «Ферма» позволят накопить первоначальный опыт ухода за домашними животными и птицами, а также познакомят с профессией фермера.
6. Сказочные макеты. Это макеты, изготовленные по мотивам разных сказок. Такие макеты помогают детям запоминать сказки, узнавать их. А также придумывать свои новые сказки. Дети придумывают сюжеты, соединяя сказочные, фантастические события. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы.
Требования к макету:
• Должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно). Должен прослужить длительное время и быть доступен для использования детьми.
• Эстетическое привлекательное оформление макета.
• Должен быть удобен в обращении, не зависимо от вида макета: напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный.
• Доступность использования персонажей, аксессуаров для свободного выбора и игры дошкольниками. (Лучше хранить в пластмассовых лотках, чтобы дети могли сами выбирать нужные элементы, в зависимости от замысла игры).
Как любой вид образовательной и воспитательной деятельности игра с макетами от воспитателя требует грамотной организации и руководства.
Условия:
• создание детям индивидуаль¬ного пространства
• обеспечение места и
• времени для игры.

Этапы работы по созданию макета:
1 этап. Предварительная работа.
На этом этапе проводятся беседы, рассматривание картин, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.п. с целью обогащения личного опыта детей.
На этом этапе определяется, подготавливается и собирается необходимый материал для создания макета.
Эта работа проводится совместно со взрослым, который помогает определиться детям с темой игры. Учитывая мнения детей, подготавливается и планируется работа по созданию макета. На этом этапе у детей формируется умение планировать и из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный способ осуществления поставленной задачи.
2 этап. Основной.
На этом этапе изготовляется макет и наполняется предметным материалом. Этот процесс может осуществляться во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности.
Этот процесс также проходит при непосредственном участии взрослого. Педагог помогает детям в выборе и сочетании игровых предметов. С другой стороны, в процессе создания макета, каждый ребёнок может выбрать наиболее привлекательный для него вид художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Если эти занятия сопровождать музыкой, художественным словом, то создаётся эмоциональная атмосфера увлечённости общим делом.
Хочется отметить, что на этом этапе, параллельно начинается процесс игры.
В это время следует активно включать родителей, которые помогают подбору материалов, изготовлению деталей макетов.
Главное, чтобы результаты трудов не пылились на полках и выставках, а были задействованы в игру, использовались в самостоятельной игре детей, в процессе НОД.
3 этап.
На этом этапе идёт развитие и активизация игры с макетом. Уже создано игровое пространство и, в зависимости от замысла детей, пополняется и используется новый предметный материал, предметы-заместители. Можно придумывать рассказы и сказки, которые можно развить в игровой сюжет.

Для повышения интереса детей к играм с макетам можно использовать разнообразные приёмы.
- Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами.
- Создание предметно игровой среды макетов.
- Придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
- Презентация дополнительного материала для игры-макета.
- Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
- Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
- Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
Как уже говорилось выше, макет – как элемент РППС обеспечивает соблюдение принципов построения среды, предъявляемых «ФГОС ДО:
- принцип насыщенности: макеты позволяют решать текущие образовательные, развивающие и воспитательные задачи; макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр. Многие макеты нами создавались, в зависимости от тематического планирования, с целью смоделировать ту или иную образовательную задачу. Например, создание макета по сказке «Колобок». Но, после рассказа сказки при помощи макета, дети уже сами обыгрывают разных персонажей и придумывают свои истории, используя героев и макет народной избы. Макет «Космодром», первоначально назначался с ознакомлением освоения космоса людьми, который перерос в различные игры, вплоть до фантастических.
- принцип полифункциоанальности: макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры; выполняет разные функции, решает разные задачи; по-разному используется в детской деятельности.
- принцип вариативности: макеты позволяют учитывать полоролевую специфику: макеты для девочек «Квартира», «Кукольный домик» и для мальчиков «Дорога», «Космодром», «Железная дорога»; позволяют отразить региональный компонент: климат, традиции региона, праздники, особенность группы.
- принцип трансформируемости: макеты способствуют обучению детей организовывать пространство группы для совместной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности. Макеты позволяют изменять игровое пространство, например макет «Птичий двор» может стать деревенским подворьем с домашними животными, а макет «Зимние виды спорта» - стать площадкой для праздника Нового года или Олимпиады. Все зависит от фантазии детей и иногда от помощи воспитателя.

Также следует отметить, что использование универсальных игровых макетов способствует интеллектуальному развитию, развитию психических процессов, общей культуры; нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных в ФГОС ДО.
Целенаправленная работа организации макетной деятельности как самостоятельной детской деятельности начинается со средней группы. Но задействовать в работе макеты уже можно с групп раннего и младшего возраста. Здесь чаще всего используются макеты по мотивам разных сказок: воспитатель с детьми рассматривает макет, отмечает предметы, героев. Далее рассказывает сказку, выполняя действия по сюжету. В младшем возрасте можно доверить эти действия ребенку. Для самостоятельной деятельности макеты в этом возрасте не используются (в целях безопасности).

Особенности макетной деятельности детей средней группы
- У детей 4-5 лет содержание макетной деятельности уже достаточно разнообразно: в ней дети находят отражение знакомые сказки, мультфиль¬мы, а вот события личной жизни используются реже.
- Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен¬ные из разных источников.
- Появляются персонажи (герои мультфильмов), к концу года возрастает их число и более отчет¬ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.
- Сюжет еще сравнительно не сложен. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий. Количество персонажей обычно: один-три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.
- За каждой игрушкой закреплена постоянная роль.
- Речь является главным помощником. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дети дают им оценку (ж-ж-ж - летит самолет).
- Появляются совместные игры

Особенности макетной деятельности детей пятого года жизни
- в основе игр по-прежнему лежит опыт. Дети проигрывают знакомые сказки, мультфильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.
- Сюжеты отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. Увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения. Выделяются главные и второстепенные герои, за которыми четко закреплены роли. В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.
- Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде.
- Игра детей 5 года практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные.
- Практически всегда деятельность совместная (несколько человек)

Особенности макетной деятельности детей 5-7 года жизни
- У детей 6- 7 лет содержание игр динамичное, с пре¬обладанием собственного литературного творчества.
- Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна¬комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного и фантастичного.
- Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включаются несколько действующих лиц.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: