Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, закрепление знаний детей о правилах дорожного движения через игру.
Образовательные задачи:
Расширять знания детей о дорожных знаках – предупреждающих, запрещающих и информационных. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Упражнять в безопасном поведении на дороге, о значении светофора и его сигналах.
Развивающие задачи:
Развивать пространственную ориентировку в пределах перекрёстка. Развивать мышление, память, внимание. Активизировать в речи детей слова: пешеход, перекрёсток, проезжая часть, тротуар. Развивать связную речь. Закреплять умение отвечать на заданные вопросы полным распространённым предложением.
Воспитательные задачи:
Учить быть внимательными, предусмотрительными к передвижению транспорта. Воспитывать культуру поведения на улице, в общественном транспорте. Поддерживать доброжелательные отношения друг к другу.
Приёмы: беседа, проблемная ситуация, художественное слово.
Оборудование: жезл регулировщика, знаки светофора, дорожные знаки, пешеходный переход из полосок, карта с маршрутом, детский велосипед, письмо от почтальона Печкина.
Ход занятия:
Организационный момент - проблемная ситуация
Ребята, сегодня приходил почтальон Печкин и принёс нам письмо. Так как он сильно спешил, то отдал письмо мне. А вы хотите узнать, что в этом письме? Открывайте. Это какое – то письмо- ребус, нам его надо разгадать. Скажите, что здесь нарисовано? А что произошло со знаками? Как вы думаете, что в письме хотел сообщить нам почтальон Печкин? А где происходят события? Что случилось со светофором? Что случилось со знаками? Что пропало у Печкина?
А нужны ли знаки в деревне «Простоквашино»?Для чего они нужны? А мы с вами сможем помочь исправить ситуацию? Для того, чтоб они снова заработали мы должны с вами выполнить задания.
1.Игра на внимание «Запрещённые движения»
А если сломался светофор, то кто помогает регулировать движение? Правильно. Давайте поиграем, только в этой игре надо быть внимательными и следить за тем, какие движения показывает регулировщик.
- Вы знаете какой жест регулировщика обозначает запрет движений? Правая рука, поднятая вверх означает запрет всех движений, все остальные движения вы повторяете за мной. Кто поднимет правую руку вверх тот проиграл.
- Ой, ребята, посмотрите светофор заработал. Мы смогли его починить. А где можно переходить перекрёсток? (Если есть светофор, то должен быть и пешеходный переход.) Давайте его построим.
2. Игра «Пешеходный переход»
(Лежат коврики и дети по одному выкладывают зебру и проходят по ней)
Первый ребёнок кладёт полоску и встаёт на неё и возвращается к команде; второй ребёнок идёт по положенной полоске и кладёт свою полоску зебры наступает на неё тоже и возвращается к команде. Последний участник шагает по всем полоскам зебры, возвращается к команде и они все вместе переходят по выложенной зебре вместе со мной. Нам горит зелёный сигнал, переходим перекрёсток.
- Молодцы, ребята! А куда же нас наша зебра привела? (к остановке)
-А как вы узнали, что это остановка?(по знаку)
- Все ли смогут догадаться, что это автобусная остановка? (нет)
- А нам автобус здесь ждать удобно? Почему? (Нет крыши и стен). Давайте её построим. ( из мягких модулей дети строят автобусную остановку)
-Дети садятся на скамейку, построенную в автобусной остановке и обсуждают правила поведения в транспорте.
3. Беседа о правилах поведения в транспорте
(на мольберте повешена картинка, дети рассматривают её и называют как можно вести себя в общественном транспорте и как нельзя. Под скамейкой лежат красные и зелёные карточки)
- Найдите детей, которые ведут себя не правильно в автобусе?
А теперь закрепим ваши знания о правилах поведения в автобусе. Для этого нам понадобятся карточки: зелёная карточка обозначает правильный ответ(то, что можно делать в автобусе), а красная карточка – неправильный ответ.(нельзя делать)
Вопросы:
- во время поездки в автобусе можно громко разговаривать
- петь песни
-требовать себе место на сиденье
- вставать на сиденье ногами
- уступать место старшим
-ставить на сиденья грязные вещи
- сначала надо пропустить выходящих пассажиров, а затем войти самому;
- заходить в автобус с едой(мороженое, пирожки)
- при входе в автобус снять рюкзак, большую сумку с плеч, держать на уровне колен их;
- во время движения автобуса надо держаться за поручни ;
Что-то наш автобус не едет долго, а в «Простоквашино» ждут нашей помощи.(рассматриваем письмо Печкина)
-Светофор мы починили, а знаки так и не исправили. А они в «Простоквашино» перепутались.
4.Классификация дорожных знаков
Давайте вспомним на какие 3 группы делятся все знаки? Сможем ли мы их распределить?( в обруч разложить таблички: красный обруч – запрещающие знаки; зелёный – предупреждающие; синий – информационные)
(Воспитатель показывает знак и спрашивает у детей что обозначает)
- Как называется знак и к какой группе он относится? Что он делает информирует, предупреждает или запрещает какое-либо движение?
- А какие ещё знаки есть? Давайте их нарисуем.
6. Дидактическое упражнение «Нарисуй знак»
(заготовки, вырезанные из бумаги: прямоугольные, треугольные, круглые и дети на них рисуют карандашами)
- Замечательно, но всё ли мы выполнили из просьбы Печкина?
Воспитатель показывает детям письмо. Светофор мы починили, знаки исправили, что мы не сделали? (На знаке прикреплен кусок карты со стрелками к выходу, на котором нарисован путь обратно за дверь, где дети находят – велосипед.)и дети по карте идут к выходу и находят велосипед.
-А у меня есть ещё один знак, как он называется? Ой, ребята, посмотрите а на нём есть карта как найти наш велосипед. Посмотрите на что это похоже? А где мы с вами сейчас находимся?
6. Итог занятия
Ребята, мы с вами смогли выполнить все задания. Назовите, что мы делали, какие препятствия преодолели для того, чтобы разгадать письмо почтальона Печкина и выполнить его просьбу. Пока Печкин не забрал велосипед вы сможете на улице на нём покататься.