Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, а потом в театре актёров и кукол.
Мои наблюдения показали, что театр вызывает у детей особый интерес. Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество, которое не мысленно без фантазии, воображения и чувств. А для того чтобы ребенок мог в полной мере проявлять свой творческий потенциал, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления.
Учитывая, что вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Особенно эффективны, оказываются театрализованные игры.
В группе мы создали условия для театрализованных игр. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль и др.
В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра: би-ба-бо; пальчиковый театр, театр на гапите, фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, игрушки для настольного театра; приготовили атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.
Учитывая полоролевые особенности дошкольников, в этих зонах размещается оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Дети стали с удовольствием включаться в игру, отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы и поручения. Театрализованные игрушки отличаются от обычных большей выразительностью, они умеют передвигаться, петь, танцевать. Поэтому дети воспринимают их живыми, одушевленными.
Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, мы решили систематизировать работу по театрализованным играм.
Я решила организовать кружок театрализации «Лучики». Моя работа с детьми носила целенаправленный, системный характер. Занятия проходили 20-25 минут один раз в неделю.
Занятия проходят непринужденно, весело, дети находятся в постоянном творческом поиске. В ходе занятий происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему обеспечивается высокий уровень их продуктивности.
Содержание занятий включает в себя:
- • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- • игры-драматизации;
- • разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
- • упражнения по формированию выразительности исполнения;
- • упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- • упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
- • речевые упражнения;
- • разыгрывание пластических и мимических этюдов;
- • знакомство с музыкальными средствами выразительности;
- • развитие певческих способностей;
- • упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.
Структура занятия может быть разной.
На занятиях мы работали над техникой кукловождения, изготавливали куклы из картона, пластмассовых бутылок, паралона. В работу брала сюжеты стихов, песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекала детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, использовала музыкальное сопровождение, которое по моей просьбе подбирала музыкальный руководитель.