КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 80
  • Скачиваний: 1

Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

 

 

Воспитатель МДОУ

«ЦРР-д/с № 7» г. Магнитогорска

Ковалик О.А.

 

Гиперактивные дети импульсивны, чрез­мерно возбудимы, они не умеют сдер­живать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.

Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики и прежде всего – самоконтроля произвольного поведения

Опыт работы показывает, что основное направление коррекции эмоционально-аффективного   поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Таким образом, коррекционная работа с гиперактив­ными детьми осуществляется в двух на­правлениях.

Первое направление - ежедневная ра­бота по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок (утрен­ней и вечерней). Двигательные упражнения проводятся в игровой форме индивиду­ально или с небольшой подгруппой.

Игры-упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Педагог подробно объясняет правила и пока­зывает каждое движение, затем играет вместе с детьми. В процессе усвоения правил и со­держания игры дети действуют по инст­рукции взрослого и под его наблюдением.

Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:

-сформировать у родителей положи­тельную направленность на организацию
эмоционально-насыщенного взаимодейст­вия с ребенком (индивидуальные консуль­тации, беседы и др.);

-способствовать активному использова­нию материалов тренинга в семейной прак­тике (15 за­нятий - игровые упражнения различной на­правленности).

Как показывает практика, боль­шинство родителей хорошо знают внешние проявления гиперактивности (высокая по­движность, возбудимость, невниматель­ность, рассеянность, неумение доводить на­чатое дело до конца). Что касается внутрен­него мира ребенка, то многое в его поведе­нии остается для родителей "скрытым" (тре­вожность, конфликтность, враждебность по отношению к сверстникам и др.). Более то­го, у некоторых родителей отсутствует по­требность в поисках причин непонятного поведения своего ребенка. Чаще всего они говорят: "Мы мало уделяем ему внимания, так как много рабо­таем, очень заняты" или "Он таким родил­ся".

 Рекомендации для родителей, воспитывающих гиперактивного ребенка:

  1. Старайтесь как можно глубже понять и лучше узнать своего ребенка, проявляйте интерес ко всем видам его деятельности.
  2. Избегайте жестких оценок, упреков, уг­роз, которые способствуют созданию напря­женной обстановки и могут вызвать кон­фликтную ситуацию. Лучше переключить внимание ребенка на что-то интересное и важное. Реже используйте такие слова, как "нет", "нельзя", "прекрати" и т.п.
  3. Постоянно следите за своим поведени­ем и речью, говорите спокойным голосом. Сдерживайте свои эмоции, особенно если Вы расстроены поведением ребенка. Выра­жая недовольство, не манипулируйте его чувствами и не унижайте его.
  4. Организация жизнедеятельности ре­бенка должна способствовать его спокойст­вию, при этом следует строго соблюдать ре­жим дня.
  5. Больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, помогайте ему в преодолении различных трудностей, чаще отмечайте по­ложительные поступки и поощряйте его в разных видах деятельности, даже если ре­зультаты далеки от совершенства.
  6. Постарайтесь выделить для ребенка от­дельную комнату или место для игровой де­ятельности, для выполнения физических уп­ражнений с различными пособиями, а также для его уединения. При этом следует избе­гать ярких цветов и сложных композиций.

В воспитании гиперактивного ребенка нужны специальные знания, еще не укоренившиеся в сознании современных родителей. Современные родители - это родители, воспитанные поколением, необходимость поиска заработка, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению физического и психического их состояния, проявляется раздражительность, которая приводит к стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Ребенок попадает в полную зависимость от настроения, поведения родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому таких родителей мы направляем на консультации к психологу и предлагаем поучаствовать в тренинге.  

На тренинговых занятиях родители ос­ваивают подвижные игры и игровые упраж­нения. Все участники распределяются на пары "взрослый-ребенок", где роль "ре­бенка" исполняет взрослый.

Набор игр и упражнений представлен тремя взаимосвязанными блоками.

Первый блок. Игры-упражнения на разви­тие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности.

Второй блок. Игры-упражнения на согла­сованность совместных действий и развитие координации.

Третий блок. Игры-упражнения на разви­тие произвольности психических процессов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности:

"Кто больше соберет предметов". По всему залу (на площадке) разложены пред­меты разных геометрических форм и разно­го цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не за­девая лежащих предметов и друг друга. По­сле окончания музыки ребенок и взрослый быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто со­брал больше предметов.

Варианты:

а)      собрать предметы одного цвета;

б)      собрать предметы заданной формы (круг, квадрат, треугольник, многоугольник);

в)      собрать предметы парами, тройками, четверками (по форме или по цвету).

"Будь внимательным". Взрослый пока­зывает ребенку несколько упражнений:

  • исходное положение: стоя, пятки вмес­те, носки врозь. Поднять руки вверх, вперед, в стороны;
  • "юла" (поочередное вращение кистью каждой руки по вертикальной оси);
  • присесть, держа обе руки за головой (удерживая равновесие).

После показа двух-трех упражнений ре­бенок должен запомнить последователь­ность действий в каждом упражнении и по­вторить их по словесному описанию.

"Не теряй пару". Несколько пар (ребе­нок и взрослый) идут друг за другом, взяв­шись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга.

После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

"Собери пирамиду". Взрослый вместе с ребенком собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого, голубого, белого, розового). Это образец. Слева и справа от пи­рамиды стоит по одному стержню и лежат кольца такого же цвета и в таком количест­ве, как в образце.

Затем взрослый и ребенок встают у линии старта (рас­стояние до пирамиды 3-5 м). По сигналу "На­чали!" каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца (как в образце). Кто быстрее и правильно соберет свою пи­рамиду, тот и выиграл.

"Не ошибись!" По кругу расставлены кегли разного цвета. За синей стоит ребе­нок, за красной - взрослый. Под музыку они выполняют произвольные движения, передвигаясь по залу. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

"Найди свой домик". По всему залу раз­ложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит ребенок, около него лежит зе­леный кубик; в другом - взрослый, около него - красный кубик. По звуковому сигна­лу участники игры выпрыгивают из обручей и выпол­няют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает ку­бики в другие обручи. По следующему сиг­налу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над голо­вой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации:

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различ­ные действия с помощью мимики, пантоми­мики, интонации.

Многие игры такого характера широко используются во время физкультминуток, динамических пауз, а также на занятиях по физической культуре и на прогулке.

"Воображение". Игра проводится с во­ображаемыми предметами.

Взрослый и ребенок имитируют парные действия: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами и т.д.

"Поиграй с пособием". Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ре­бенок повторяет те же действия с мячом.

Затем взрослый спрашивает: "Что еще может делать наш мяч?" Ребенок придумы­вает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое посо­бие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.  

Затем участники игры выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг дру­гу, бросание мяча и т.д.

"Угадай, что я делаю". Pe6eнок и взрос­лый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например, лыжника (катится с горки), дирижера орке­стра, скрипача, канатоходца, пловца, худож­ника и т.д. И каждый отгадывает, кто кого изобразил.

"Дружная пара". Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сиг­налу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

"Веселые хлопушки". Ребенок и взрос­лый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения - хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одно­временно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в ком­позицию не войдет 7-10движений.

Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов:

Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольности психических процессов. В тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

"Kтo быстрее соберет предметы". На полу лежат два обруча, в одном - овощи, в другом - фрукты (муляжи). У каждого игро­ка в руках карточка с изображением четырех-пяти овощей и фруктов.

Взрослый и ребенок стоят на старте. По сигналу они бегут к обручам, берут те овощи и фрукты, которые изображены на их кар­точке, возвращаются назад и кладут в свой обруч (находящийся на линии старта). Вы­игрывает тот, кто быстрее и правильно вы­полнит задание. Ребенок считает количест­во предметов, взрослый контролирует его.

"Преодолей полосу препятствий". Взрослый вместе с ребенком строит поло­су препятствий из мягких модулей и посо­бий. Затем ребенок получает карточку, на которой эта полоса изображена схематич­но, рассматривает ее, запоминает последо­вательность расположения пособий и вы­полняет соответствующие действия. На­пример: ходьба по буму, спрыгивание в обруч, подлезание под дугами, прыжки на батуте (2-3 раза), ползание в гусенице (длина 2-3 м). Второй раз ребенок преодо­левает полосу препятствий по памяти. Взрослый контролирует его действия.

"Назови дни недели". Взрослый высоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все дни недели (один день - один бросок). Когда все дни недели будут названы, взрослый передает мяч ре­бенку, чтобы он повторил упражнение, и контролирует его действия. Если ребенок ошибается, то начинает упражнение с пер­вого дня недели.

"Запомни и повтори". На полу в произ­вольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течение нескольких минут показывает ребенку карточку с изоб­ражением двух-трех предметов (кубик, мяч, кольцо), затем убирает ее. Звучит сигнал: Сначала ребенок произвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, вы­полняет задания:

  • Собери предметы, которые ты видел на карточке.
  • Собери предметы в том порядке, в кото­ром они были изображены на карточке.

"Покажи, что ты умеешь". Взрослый называет 5-7 различных пособий (гимнас­тическая стенка, мяч, обруч, скакалка, мяг­кий бум), ребенок должен запомнить их и выбрать из 10-15 карточек те, на которых изображены названные пособия. Взрослый помогает наводящими вопросами.

После того как ребенок правильно вы­берет карточки, он должен обыграть эти пособия, например, пройти по мягкому бу­му, прокатить мяч, прыгнуть через скакал­ку и т.д.

Коррекционно-развивающая работа помогает родителям лучше понять своих детей, выбрать наиболее эффективную форму взаимодействие. Дети становятся более собранными и спокойными, у них повышается уровень самоконтроля.

Список литературы:

  1. Федотова А.А. – Коррекционная работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста. – 2007 год.
  2. Маркова Л.С. – построение коррекционной среды для дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2005 год.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: