Конспект логопедического занятия
«Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»
Коррекционно-образовательные задачи.
Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.
Коррекционно-развивающие.
Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Оборудование.
Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет?»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова. (Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена).
2. Работа на магнитной доске. Назовите предметные картинки? (таблица)Какой одинаковый звук в этих словах? (В этих словах одинаковый звук «Р»)
Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания? (Да, со звуком «Р»)
Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.
3.Стук в дверь.
Логопед. Дети, кто к нам пришел?
Петрушка. Это я, это я! В гости к вам пришел, друзья. Я знакомый вам, Петрушка, в яркой шапке на макушке. Бубенцы держу в руке, Бубенцы на колпачке.
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук «Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз. Присаживайся, Петрушка.
Логопед. А сейчас повторим наше правило.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).
(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики.)
«Чашечка» «Лошадка» «Грибок» «Дятел» | «Гармошка» «Качели» «Маляр» «Чищу зубы» |
2. Фонетическая зарядка.
Логопед. Дети, вспомните:
- как рычит собака? (р-р-р-р…)
- как кричит ворона? (каррр-каррр!)
3. Характеристика звука «Р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).
4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.
1. Проговаривание чистоговорок .
Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?
Ры - ры - ры - у нас в руках шары.
Ру - ру - ру - коза грызет кору.
Ры - ры - ры – нам мешают комары.
Ра - ра - ра – Кате спать пора.
Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?
Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.
2. Задание на развитие фонематического слуха.
Логопед. Я буду показывать картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук Р.
3.Составление слов. (По первому слогу назвать слова).
Логопед. А сейчас прошу со слогом ра мне помочь назвать слова.
Ко - ра Иг - ра Жа - ра Ю - ра | Но - ра Го - ра Ды - ра Шу - ра |
Сколько слогов в этих словах? Определите позицию звука Р.В каком слоге находится звук Р?
4. Составление предложений по предметным картинкам.
Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения с ними.
5. Игра «Кто в домике живет?»
Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет?». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик. Так какие животные живут в домике? Почему?
6. Отгадывание загадок.
Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение.
Мой веселый колпачок
Сдвинут лихо на бочок,
Я веселая игрушка,
А зовут меня …(Петрушка)
Это что за очень странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
Толстяк живет на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили. (Картофель)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечером,
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
7. Динамическая пауза.
(Движения с проговариванием под музыку).
Дети становятся в круг, Петрушка в центре.
Выполняют следующие упражнения:
Петрушка потянулся,
Руки в стороны развел
Раз - нагнулся,
Погремушку не нашел.
Два - нагнулся,
Чтобы погремушку нам достать
Три - нагнулся.
Нужно на носочки встать. (Танцуют с Петрушкой).
8. Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).
Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения.
(Дети читают наизусть стихотворения)
Рыбки. В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, Плавать, хвостиком вилять, Крошки хлеба подбирать.
| Телевизор. Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил, Я люблю- сказал он строго, Чтоб полосок было много.
|
Мухомор. Возле леса на опушке. Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка Ядовитый мухомор. | Грузовик. Нет, напрасно мы хотели Прокатить кота в машине, Кот кататься не привык Опрокинул грузовик. |
Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось!
9. Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»
Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ
- Чем рубят дрова? (Дрова рубят топором)
- Где растут помидоры, огурцы?
- Чем мы пишем?
- Чем мы раскрашиваем картинки?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Груша- это фрукт или овощ?
- Кто очень любит морковку?
10. Задание от Петрушки.
Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
- Я возьму от сыра кошку.
Угощу я нашу корку.
- Закрывает мышка ночку.
Будет сладко спать всю норку.
11. Заучивание скороговорок.
- Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
- Сорок сорок воровали горох.
- Проворонила ворона вороненка.
III. Итог занятия.
1. Домашнее задание.
Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.
2. Петрушка, тебе понравилось наше занятие?
Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.
(Все дети получают подарки).
Всего вам хорошего, Ребята!