Шестакова Т.В.,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №28»,
г.Ревда
Коллектив – средство развития и саморазвития личности
Наше время требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.
Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие учителя и учащихся, ориентированное на достижение цели воспитания.
Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, воспитание должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.
«Уже с самого раннего школьного возраста ребёнок должен усвоить, что класс - это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы и где каждый ученик несёт как личную, так и групповую ответственность». У.Глассер
Убеждена, что именно в условиях сотрудничества с товарищами, педагогами, родителями ребёнок развивает в себе качества толерантности, оптимизма, творческой активности.
Знание учащимися моральных норм, организация содержательной и разносторонней деятельности школьников, практика нравственного поведения – всё это, разумеется, необходимо для того, чтобы достигнуть желаемого результата в воспитании школьников. Важно взращивать подлинно человеческое отношение к людям, труду, культуре. Нужно учить детей не оставаться равнодушными к тому, чем живёт Родина, её люди, к их героическим подвигам.
Основной принцип моей работы с классом как классного руководителя: «Коллектив – средство развития и саморазвития личности». Это значит, что именно коллектив помогает ребёнку развивать его духовно-нравственные, физические, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, индивидуальные и другие способности. Главная цель моей деятельности помочь каждому ребёнку реализовать свои возможности.
Чтобы сформировать работоспособный, творчески сплочённый классный коллектив, я ставлю перед собой следующие задачи:
- изучить интересы классного коллектива путём совместной деятельности и социометрических исследований;
- создать благоприятные условия для развития личности учащихся, их способностей и творческого потенциала;
- воспитать нравственно-ценностные ориентации учащихся;
- сформировать все виды деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения;
- диагностировать, регулировать и корректировать индивидуальное развитие учащихся.
Ключевыми словами, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются
«индивидуальность»,
«самостоятельность»,
«доброта»,
«творчество»,
«активность»,
которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы жизнедеятельности классного сообщества.
По моему мнению, класс может являться эффективным средством воспитания личности только в том случае, когда в нём комфортно каждому ребёнку. Дружба и товарищество, на мой взгляд, принадлежат к числу самых желанных качеств детского коллектива.
Все дети от природы наделены разными способностями, поэтому в ходе организации внеурочной деятельности стараюсь предоставить каждому ребёнку возможность выбрать из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе.
Моя деятельность направлена на то, чтобы воспитать коллектив единомышленников, с помощью творческой деятельности и общения сформировать духовную потребность быть вместе. Формировать такой коллектив помогает коллективная творческая деятельность.
Наиболее эффективный способ её организации – распределение заданий между микрогруппами в классе. Каждый участник группы может предложить в «копилку идей» любое интересное дело. Затем оглашается перечень предложений и выбираются самые интересные. Главная воспитательная сила в том, чтобы школьники вложили свою мысль, своё чувство…
Это ставит ребёнка в активную позицию по отношению к порученному делу, в подготовке которого налаживается межличностное общение и формируются навыки лидерско-организаторских качеств.
Анкетирование детей показало, что самыми интересными дети считают те мероприятия, в подготовке которых принимало участие наибольшее количество одноклассников.
Выбрав наиболее интересные предложения, проектная группа распределяет задания по подготовке предстоящего дела между микрогруппами.
В свою очередь я, как классный руководитель, подсказываю участникам проектной группы, как лучше спланировать, подготовить и провести то или иное дело, поддержать авторитет организаторов.
Стараюсь не навязывать детям своего мнения. Соображения, которые высказывают ребята, как правило, и без того имеют позитивную направленность. Моя задача – собрать воедино все высказываемые позитивные решения и направить усилия класса на выбор наиболее приемлемого из них.
В 3-4 классах дети сами участвуют в составлении сценариев, готовят костюмы, оформляют класс, подбирают интересные конкурсы.
После проведения мероприятия всегда подводим его итоги, анализируем по «горячим следам» и обязательно стараюсь поблагодарить хотя бы за проявленную инициативу, если что-то не удалось.
Результат:
- максимальное количество ребят проходит школу организатора;
- ученики выступают в разных социальных ролях;
- у ребят проявляется здоровое честолюбие.
Общие интересы, общественно-полезная деятельность, общение, проблемы, общее преодоление трудностей факторы влияют на воспитание и формирование личности ребёнка. Использовать личные творческие достижения ребёнка, вовремя заметить и оценить с точки зрения «общей пользы» - в этом состоит моя задача.
При этом постоянно изучаю индивидуальные особенности каждого учащегося и его влияние на формирование коллектива; веду организационно-координирующую деятельность: регулирую межличностные отношения между детьми, детьми и взрослыми; содействую созданию общего благоприятного психологического климата в коллективе.
Я убеждена, что хорошими помощниками в работе классного руководителя могут стать родители, ведь семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда и родители твёрдо уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть.
Любовь родителей и учителей к ребёнку должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений, на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет.
Формирование человека проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования далеки от той перспективной цели, к которой стремится учитель. Но если эти ступени достигнуты путём самостоятельной мысли и живого чувства – в этом верный залог достижения цели.