«Как устроен Интернет. IP-адрес»
Тип урока: Изучение новых знаний, применение знаний, получение и применение навыков.
Данный урок проводится в 9 классе, соответствует учебнику Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. В 2 ч. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Учебник предназначен для продолжения изучения курса "Информатика и ИКТ" в 9 классе общеобразовательной школы.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – формирование у учащихся представлений о том, как устроен Интернет, об IP- адресе компьютера;
- метапредметные – получение представления о компьютерных сетях, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире, представление о сферах применения компьютерных сетей в различных областях деятельности человека, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве.
- Образовательная среда урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся, презентация «Как устроен Интернет. IP-адрес».
Цели урока: познакомить учащихся с основными принципами организации интернета, понятием IP-адреса, сформировать представление об IP-адресе компьютера и его связи с двоичной системой счисления, научить представлять IP-адрес компьютера;
Развивающие цели: развить аналитические способности, логическое мышление на примере анализа организации глобальной сети, развить алгоритмический подход при работе в глобальной сети;
Воспитывающие цели: воспитать информационно-культурный подход при работе в глобальной сети, юридически грамотное отношение к интернету, опасностям работы в сети и способам защиты от них, коммуникативные навыки.
- Орг. момент.
Теоретический материал урока.
Компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.
Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.
Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:
• Территориальная распространенность;
• Ведомственная принадлежность;
• Скорость передачи информации;
• Тип среды передачи;
По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными. По принадлежности различают ведомственные и государственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и располагаются на ее территории. По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.
По типу среды передачи разделяются на сети коаксиальные, на витой паре, оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне. Потребности формирования единого мирового информационного пространства привели к созданию глобальной компьютерной сети Интернет.
Интернет — это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов компьютеров. Сообщение ученика «История возникновения Интернета» (сопровождается презентацией)
В настоящее время на более чем 150 миллионах компьютеров, подключенных к Интернету, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и так далее). Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), которыми пользуется около миллиарда человек во всех странах мира. Для того, чтобы компьютеры согласованно работали в сети существуют протоколы. Протокол – набор правил и процедур, регулирующих порядок взаимодействия в сети.
В каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется, по крайней мере, один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета). В качестве таких «магистральных» линий связи обычно используются оптоволоконные линии с пропускной способностью до 20 Гбит/с и более.
Основу Интернета составляют более 150 миллионов серверов, постоянно подключенных к сети, из которых в России насчитывается около 400 тысяч (на начало 2002 г.).
Ребята, эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова
"Невозможно объять необъятное",- сказал Козьма́ Петро́вич Прутко́в.
Интернет- это то необъятное, про которое можно говорить часами и не успеть всего сказать. Это то, без чего мы не можем жить сегодня. Это то, что помогает нам в быту, в учебе, в поиске не только информации, но и при принятии решений.
Но Интернет- это не только положительное, но и отрицательное, с которым мы сталкиваемся, посещая некоторые страницы.
Мой совет - все должно быть в меру.
-А сейчас послушайте отрывок всем известного рассказа Антона Павловича Чехова «Ванька»
«Подумав немного, он макнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался и прибавил: «Константину Макарычу»
-Как вы думаете, дойдет ли это письмо?
-Почему?
- Да, действительно, адрес был не полным два человека не могут таким образом осуществить связь.
- А как вы думаете, как осуществляют свою связь компьютеры?
- Правильно, у каждого компьютера есть свой IP-адрес.
- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока. Кто попробует
- Правильно! Тема нашего урока: Адресация в сети Интернет
откройте тетради запишите число. И запишите тему урока в тетрадь.
(Целеполагание).
Предлагаю задание, которое называется «Домысливание».
Слова – помощники: «Повторим», «Изучим», Узнаем, Проверим.
Кто мне сможет сформулировать цель нашего урока?
Цели урока:
Познакомиться с основными принципами организации интернета, понятием IP-адреса, сформировать представление об IP-адресе компьютера и его связи с двоичной системой счисления, научить представлять IP-адрес компьютера;
Ребята вы прекрасно понимаете, тема вами будет изучаться не только со мной, но и по учебнику в том числе, поэтому я прошу вас открыть учебники на стр. стр 47 – 48
Предлагаю вам задание «Ключевые термины.»
- Интернет
- IP-адрес
- Локальные, корпоративные сети.
- Интернет - провайдер
И так задание. Найти в тексте эти слова и выписать их в тетрадь.
Но перед чтением текста предлагаю вам в паре в течении нескольких минут дать общую трактовку этих терминов и предложить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую мы начали с вами изучать.
Итак, вы познакомились с исходным содержанием. Сопоставьте "свою" версию и версию "оригинального текста". Обнаружены ли совпадения и выявлены разногласия.
Для правильной доставки данных с одного компьютера на другой необходимо знать отправителя и получателя. Так, каждый компьютер, подключенный к сети Интернет, имеет свой собственный уникальный адрес - IP адрес.
Что такое IP- адрес? На этот вопрос мы с вами попробуем ответить с помощью глобальной сети Интернет. Выйти и с помощью поисковой системы найти определение, что такое IP-адрес?
Адресация Интернета
IР-адрес. Для того чтобы в процессе обмена информацией компьютеры могли найти друг друга, в Интернете существует единая система адресации, основанная на использовании IР-адреса. Каждый компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный 32-битный (в двоичной системе) IР-адрес. Общее количество различных IР-адресов составляет более 4 миллиардов:
N = 232 =4 294 967 296
IP-адрес содержит адрес сети и адрес компьютера в данной сети.
В зависимости от количества компьютеров в сети, адреса разделяются на три класса: А, В, С.
Класс А 2 = 128 сетей
2 = 16 777 216 компьютеров
Подсчитайте максимальное количество сетей класса В и максимальное количество адресов компьютеров в сети класса С. IP - адрес состоит из четырех блоков цифр, разделенных точками. Он может иметь такой вид: 84 . 42 . 63 . 1 или 192 . 168 . 3 .11
IP-адрес содержит адрес сети и адрес компьютера в данной сети.
- адрес класса А – число от 0 до 127
- адрес класса В – число от 128 до 191
- адрес класса С – число от 192 до 223
Практическая работа: Определите IP – адрес компьютера. К какому классу он относится?
Определение IP-адреса компьютера.
1. На рабочем столе щелкните правой кнопкой мыши по значку «Сетевое окружение»
- «Свойства».
- В открывшемся окне, правой кнопкой по значку «Подключение по локальной сети» - «Свойства»
3.
4. Запишите в тетрадь IP – адрес, Маска подсети, Основной шлюз вашего компьютера.
5. Определите к какому классу адресов относиться IP – адрес вашего компьютера.
Определение IP-адреса смартфона
Откройте «Настройки», затем переходим в раздел «Об устройстве» (может быть «О планшете», «О телефоне» и т.п.). Находим в самом низу строку «Общая информация» (может быть «Состояние» или как-то похоже), открываем и видим IP своего аппарата.
IP-адрес ____________________
Доменная система имен.
Компьютеры легко могут найти друг друга по числовому IР-адресу, однако человеку запомнить числовой адрес нелегко, и для удобства была введена Доменная Система Имен (DNS – Doman Name System).
Доменная система имен ставит в соответствие числовому IР-адресу компьютера уникальное доменное имя. Доменная система имен имеет иерархическую структуру: домены верхнего уровня — домены второго уровня и так далее. Домены верхнего уровня бывают двух типов: географические (двухбуквенные — каждой стране соответствует двухбуквенный код) и административные (трехбуквенные).
Соглашение о доменах 1 уровня: страна, для США - тип организации com – компании, edu – образование, org – организации, net – сетевые, gov – правительственные, mil – военные, ru –Россия, ca – Канада, uk – Великобритания, au – Австралия, us – США и т.д.
Физминутка: Учитель делит ребят на группы, раздает карточки с IP-адресом. Учащиеся встают со своих мест, берут карточки и собирают IP-адрес.
Закрепление изученного материала.
- Ребята, к нам на урок прилетел голубь. Но он не просто прилетел, на крыльях он принёс письмо, где записаны цифры. 602021
- Посмотрим внимательно, какую дату оно напоминает?
- Правильно сегодня у нас 6 февраля.
Ребята, я вам предлагаю из комбинации составить IP адрес компьютера.
Например: 21.120.1.6
А теперь запишите свою дату рождения. Используя цифры, составь IP - адрес компьютера. Запишите адрес.
– Отлично, у нас ещё есть время, чтобы проверить как вы поняли материал. Сейчас я вам предлагаю в парах выполнить задания из итоговой аттестации (задачи).
1 Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
- - Давайте проверим. Все возьмите ручку другого цвета и, если есть ошибки, исправьте их.
Каждое из 4-х чисел в IP-адресе должно быть в интервале от 0 до 255. - Поэтому фрагмент А – самый последний, так как в противном случае одно из чисел получается больше 255 (643 или 6420).
- Фрагмент Г (число 20) может быть только первым, поскольку варианты 3.1320 и 3.13320 дают число, большее 255.
- Из фрагментов Б и В первым должен быть Б, иначе получим 3.1333.13 (1333 > 255).
Таким образом, верный ответ – ГБВА.
2) Доступ к файлу htm.net, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
- адрес файла начинается с протокола, после этого ставятся знаки «://», имя сервера, каталог и имя файла
- каталог здесь не указан, поэтому сразу получаем
- такой адрес можно собрать из приведенных в таблице «кусков»
Таким образом, верный ответ – ЖГБВАЕД.
Практическую работу на нахождение IP-адреса компьютера. За ПК: по алгоритму определяют IP-адрес своего ПК.
Заключительная часть урока. Рефлексия.
Обсуждение полученных из интернета данных об IP-адресе компьютера, способах адресации в Интернете посредством IP-адресов. Предлагаю взять карточки 3 цветов (черный-ничего не понял, синий-понял, но не все, зеленый-все понял), подписать и прикрепить к доске. (Делают вывод о том, что полученный IP-адрес принадлежит школьному серверу, о роли серверов в Интернете, что IP-адресация удобна только для программного и аппаратного обеспечения работы в сети. Подписывают карточки, прикрепляют к доске)