Статья Цветковой Е.И.,
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 36 г. Томмот
Как привить школьнику любовь к чтению
В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме всё быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объём получаемой информации в несколько десятков раз превышает объём, который получал человек 10-15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Ребёнок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. О незнании самых элементарных фактов из истории как русской, так и любой другой литературы, самых необходимых норм современного русского языка ярко свидетельствуют и социологические опросы, и передачи «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером». Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Также можно назвать ещё некоторые причины. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, восторгом по отношению к героям. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Поменялся язык общения между людьми. В нём больше стало глаголов, действия, меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы делали нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодёжи бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности – возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению. Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость.
С проблемой нежелания чтения у учен6иков в той или иной степени сталкиваются многие учителя. И единственно верного решения этой проблемы, наверное, нет. Поэтому учителю постоянно приходится находиться в поиске верного направления для формирования сознательного читателя.
Цель моих уроков – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу Родины.
Основными задачами своей работы считаю:
- воспитание любви к чтению и изучению литературы;
- формирование потребности читать;
- воспитание литературного вкуса;
- формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать.
Начинать нужно с себя. Если учитель не ограничивает свои уроки механическим воспроизведением материала учебника, а находится в постоянном творческом поиске, много читает сам, может вызвать интерес детей одной лишь мыслью, удачно подобранной фразой из текста, тогда, я думаю, учитель сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению.
Не просто читать, а уметь читать – способность ребёнка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. С точки зрения развития «умения читать» для учителя литературы являются интересными задания следующего типа: рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют; обратить внимание обучающегося на схожесть (бродячий сюжет) многих народных сказок; проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев, какие сравнения используются при этом; предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя; по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы; самому подготовить викторину по изучаемому произведению. По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования.
В силу большого объёма текста литературного произведения, изучаемого в более старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени. Поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению могут оказать внеклассные тематические мероприятия. Такие как литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», где командам-участникам предлагаются выдержки из произведений с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определённого темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики). Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребёнка.
На каждом уроке стараюсь создать атмосферу нравственного погружения. Для этого использую эпиграфы, афоризмы, притчи, высказывания великих людей, в каждом слове которых бездна мудрости народа. Цель моих уроков – воспитать читателя, думающего, способного размышлять, высказывать свою точку зрения, не бояться быть непонятым. Отсюда новое качество формирования духовности – умение слушать.
Слушаем себя, других, слово становится связующим звеном в познании мира. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - так А.Н.Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса.
Детская литература построена на сюжете, который развивается, что-то происходит и вдруг! Вот этим вдруг! Мы и пользуемся как трамплином. Текст обрывается на самом интересном месте, и – допиши, придумай, что там будет дальше. Если ничего не хочешь придумывать, прочитай это произведение. Приучаю учащихся вчитываться, «вглядываться» в слово, чтобы она раскрыло свои тайны. Накануне дуэли с Грушницким Печорин записал в своём дневнике: «Быть может, завтра я умру. И не останется на земле ни одного существа, которое приняло бы меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. Те и другие будут не правы».
Так кто же он: «добрый малый» или?.. Пусть теперь сами ребята, как читатели, решат: «кто» Печорин? Быть может, не то и не это, а может – и то и другое. В общем, желание одно – поскорее открыть роман, чтобы не учителю только, прежде всего себе самому и своим одноклассникам «ответить», а ещё – Печорину, который сам себя толком, конечно же, не понимает.
Ещё одним элементом, развивающим читательский вкус, является творческое воображение. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».Такие учёные, как Ф.И.Буслаев, А.Х.Востоков, К.Д.Ушинский видели необходимость обращения к тексту не только на уроках литературы, но и русского языка. Именно проза и поэзия оказывают эстетическое воздействие на учащихся, вызывают интерес к чтению.
Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя и окружающую жизнь. Мне близка концепция методиста В.А.Никольского. Его методы и приёмы я эффективно использую на своих уроках. Это выразительное чтение учителя, заучивание наизусть, пересказ, досказывание произведения, художественное иллюстрирование, письменный опрос по содержанию произведения, который формирует умение кратко и понятно отвечать на заданные вопросы, развивает письменную речь.
В качестве разнообразия работы можно предложить проведение читательских конференций по книгам. Формы проведения разные: турнир литературных героев, театр миниатюр.
Во время проведения предметной недели для развития интереса к чтению можно провести конкурсы на:
- знатока русской поэзии,
- самого внимательного читателя,
- знатока программных произведений и т.д.
Хотелось бы отметить особую роль родителей в развитии и детского интереса к чтению. Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: возродить традиции семейного чтения. В возрасте 13-14 лет многие дети не находят взаимопонимания со своими родителями в связи со сложностями личностного самоопределения ребёнка в общении. Семейное чтение поможет найти общую тему для разговора, оценить поступки ребёнка и взрослого, посмотреть на свои проблемы во взаимоотношениях иначе. Поэтому обсуждение прочитанной совместно книги только сблизит детей и родителей, поможет сделать их отношения доверительными.
Следующий приём – это заражение. Дети копируют поведение взрослых. Если они не видят в доме читающих взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если всё время проводить за экраном, ваш ребёнок потянется к книжке.
Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжёлые тома книг. Книжные шкафы и полки теперь не вписываются в современный дизайн. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями?
Учите ребёнка сочинять, сочиняйте с ним истории. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребёнка творческое воображение.
Научить ребёнка мыслить, рассуждать, разбудить в нём чувства и желание творить – это, на мой взгляд, самое заветное желание любого учителя. Профессия учителя – особенная, именно она воздействует на душу ребёнка, формирует потребность соприкоснуться с текстом художественного произведения, раскрывающего богатые возможности для духовного самосовершенствования.