Как организовать игры на уроках
Во время уроков с использованием игровых технологий активизируются все группы учащихся: не только сильные и средние, но и слабые ученики в меру своих возможностей могут реализовать себя, принять участие в коллективной работе, вносят свой вклад, одновременно совершенствуя свои знания, умения, навыки. Как же организовать игру на уроке?
Зачем мы используем игры на уроках?
Не секрет, что хорошее усвоение лексических или грамматических единиц требует частого и многократного их повторения. Использование игровых технологий позволяет разнообразить работу на уроке, что, в свою очередь, помогает удержать внимание учащихся на проблемах, изучаемых на уроке, и добиться наилучшего результата.
Так как во время игры класс чаще всего делится на малые группы, учащиеся имеют возможность раскрыться как члены коллектива, нередко определяются и новые лидеры.
Сама ситуация игры дает возможность воспитывать ученика в духе коллективизма, взаимовыручки, возникает чувство ответственности за других.
С точки зрения здоровья учащихся, игровые технологии полезны, поскольку позволяют ученику свободно двигаться по классу, стоять или сидеть, что улучшает мозговую деятельность и способствует меньшей утомляемости детей на уроке. Нередко после таких уроков ученики уходят с приподнятым настроением.
И наконец, игровые технологии повышают интерес учащихся к предмету вообще, позволяют создать условия для сознательного изучения языка.
Как мы это делаем? Виды игр
Условно разделим игры, используемые на уроках, на следующие виды:
• фронтальные (учитель работает со всем классом).
o все вместе по картинке (она есть у каждого) ищут вора, укравшего ожерелье, для этого должны сказать, что делают остальные присутствующие и использовать Present Continuous;
o совместными усилиями нескольких групп рисуют одну картинку (jigsaw drawing)
• командные: две, три или четыре команды (в зависимости от количества детей в классе) соревнуются в том, кто быстрее и качественнее выполнит задание, а именно:
o напишут новые слова на доске;
o подберут правильные артикли к словам, употребленным в данных ситуациях;
o соберут разбросанные слова в словосочетания;
o подберут формы нерегулярных глаголов по их первой форме;
o соберут предложение или текст из отдельных слов;
o соберут текст по его обрывкам (jigsaw reading);
o сочинят связанный текст, используя данные глаголы в Past Simple;
o выполнят задание на соответствие (у доски или по группам);
o отгадают загадку, загаданную другой командой;
o узнают лживую информацию в истории или описании, рассказанном другой командой;
o найдут несоответствие на картинке или в тексте;
o по описанию другой команды отгадают, какую картинку из трех соперники описывали;
o правильно переведут предложения другой команды с русского на английский язык;
o пронесут слово или фразу через весь ряд играющих и напишут правильно на доске («сломанный телефон»);
o переведут предложения или слова и в награду им откроется картинка;
o совместно перескажут текст;
o коллективно сочинят стихотворение / лимерик или выразят мнение о фильме, книге или подростковой проблеме и др.
Игра «Крестики-нолики», урок-викторина или конкурс коллективного проекта также относятся к командным играм.
• К игровым заданиям можно отнести ролевые игры, где группа учащихся направлена на разыгрывание конкретной жизненной ситуации по проходимой теме. Таких групп на уроке может быть несколько и целью урока для учащихся становится выявление самой лучшей сценки.
Подготовка к таким урокам может проводиться заранее как группой учащихся, так и индивидуально, но могут быть уроки, где подобная работа проводится без предварительной подготовки или дети готовятся опосредовано (дома учат слова, знакомятся с текстом или делают упражнения по грамматике). Все зависит от того, какие цели перед собой ставит учитель.
Учитель должен следить за тем, чтобы во время игры одну из групп не постигла полная неудача, так как это может привести не к повышению мотивации, а спровоцировать обратный эффект. В таком случае необходимо найти возможность на этом же уроке реабилитировать группу «неудачников».
Чтобы провести игру, состоящую из нескольких разноплановых или творческих заданий, важно следить за равномерным разделением учащихся по группам: в каждой группе должно быть равное число сильных, слабых и средних учащихся. В противном случае будет трудно оценить работу группы. Если одна группа значительно слабее другой, то результат соревнования предрешен, и у учащихся интерес к такой игре пропадает.
Деление на группы в таком случае зависит от объективности учителя, знания им особенностей данного коллектива. Однако для игры, где учащиеся применяют выученные дома слова и конструкции или заранее готовились к уроку-викторине, возможны другие способы деления на группы:
• жеребьевка (вытащи карточку: красная — будешь с красными, желтая — будешь с желтыми; вытащи карточку с фамилией — английской, ирландской или шотландской; вытащи карточку с фруктом или овощем и т.д.);
• использование считалки;
• мальчики / девочки и др.
Как бы дети не делились группы, в игре должны участвовать все без исключения. Если в одной из групп на одного ученика больше, то другая должна получить на одно задание меньше. Читайте подробнее Как разделить учеников на группы? 17 способов группировки учеников.
Важно, чтобы атмосфера на уроке с применением игровых технологий была дружелюбной, подбадривающей. Во время игры члены команды должны советоваться, помогать друг другу, но отвечать должен каждый индивидуально.
Роль учителя на уроках с использованием игровых технологий очень важна при подборе обучающего материала и определении возможности или целесообразности его использования. Материал должен соответствовать тематике того, что класс изучает в данный момент, задания не должны содержать несемантизированных лексических единиц или незнакомых грамматических структур.
Учитель должен хорошо знать класс, в котором затеял игру, иначе может оказаться, что такая форма работы данному классу неинтересна и игра не состоится или не достигнет нужного результата. Учитель должен понимать, какие игры могут заинтересовать учащихся старшего возраста и тех, кто младше. Классы могут отличатся уровнем эмоциональности. Для эмоциональных групп учащихся хорошо подходят подвижные командные игры, тогда как для групп с интеллектуальным складом будут интересны совместные творческие задания.
Для того, чтобы работа началась быстро, без ненужной раскачки, необходимо указать, сколько минут отводится на задание и строго соблюсти поставленное условие. Для быстрого и слаженного начала игры также важно, как учитель объяснит, в какую игру класс собирается играть и что надо делать, то есть, необходимы очень четкие и ясные инструкции. Чем лаконичней будет объяснение, тем быстрее оно будет понято.
Принципы использования игр на уроках
Все высшее перечисленное можно обобщить в виде принципов использования игровых технологий на уроках иностранного языка:
• соревновательность (активизирует учащихся, повышает мотивацию работы на уроке);
• справедливость (ответы команд должны оцениваться строго и объективно, деление на группы должно быть таким, чтобы строгая и объективная оценка была возможна);
• равные условия (все учащиеся должны получить одно и то же домашнее задание или поделены на группы так, чтобы силы оказались равными);
• актуальность обучающих материалов, используемых в играх на уроках иностранного языка их строгое соответствие тому, что класс изучает в данный момент (все задания, карточки, тексты, используемые в игре, должны соответствовать теме урока и не выходить за рамки пройденного);
• четкость и ясность требований (ясность и лаконичность формулировок, дающая возможность каждому ребенку понять и запомнить, как он должен действовать);
• сжатость во временных рамках (помогает ученикам активней включиться в работу, долго не раздумывать);
• доброжелательность (помогает воспитывать учащихся, поощрять товарищеские отношения в группах, уважение к противнику).
В заключение необходимо отметить, что использование игровых технологий возможно при обучении всем видам речевой деятельности. Успешность такой работы зависит от изобретательности учителя, его умения придумывать новые игры и трансформировать уже имеющиеся для обучения разным навыкам и умениям применительно к условиям конкретного класса.