Из опыта работы куратора Четыриной А.Ю.
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих специалистов и классиков в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.
Приступая к работе куратора в группе нужно помнить, что нет работы более сложной и трудной, особенно с обучающимися, с ограниченными возможностями здоровья. Работа куратора такой группы многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в воспитательной работе стези более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству группой. Кураторство – это радость общения, это круг своих детей. Кураторство – это реализация педагогического сотрудничества. Кураторство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. В центре внимания куратора находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.
Вряд ли можно эффективно управлять группой, не обращая внимания на интересы всех участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся, родителей, технического персонала. И я строю свою воспитательную работу, опираясь прежде всего на интересы обучающихся, стремясь к развитию гармоничной личности. И я обязана создавать условия для опыта демократического, правового поведения - для обсуждения и принятия норм жизни, для приобретения правовых знаний и выработки навыков защиты собственные интересов.
Моя группа обучается по специальности «Программирование в компьютерных системах» в ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» уже 3 год. Я пришла куратором в группу на 2 году обучения. Шла и знала, что будет не легко-потому что вся группа-это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по слуху. В моей работе мне очень помогает сурдопереводчик Н.И. Сивова.
Первым этапом моей деятельности стало знакомство с группой: вначале это была бумажная работа-просмотр личных дел и карточек, анализ журналов теоритического и практического обучения, изучение документов работы психолого педагогической службы с группой.
Потом я стала изучать отношение, общение и деятельность в группе. Задачи, которые я ставила перед собой были очень интересны мне, как куратору:
- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов коллектива группы.
- Определить уровень его сформированности, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
- Выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнь группы.
Обучающиеся моей группы – это девять совершенно разных юношей и девушек с различной степенью тугоухости. Что не мешает многим из них активно осваивать образовательное пространство техникума и города – три человека посещают секции горнолыжного спорта, настольного тенниса и волейбола на базе техникума, две девочки занимаются танцами в клубе «Виктория», в котором создана специальная танцевальная группа инвалидов-опорников и слабослышащих. Есть у нас и свои шахматисты, которые не раз выигрывали межтехникумовские и городские соревнования.
При знакомстве обучающихся со мной, как куратором, возникли трудности в адаптации. И передо мною встал ряд первоочередных задач, которые необходимо было разрешить. Это задачи, которые связаны:
- с формированием ученического коллектива;
- с поддержанием благоприятного социально-психологического климата в классе;
- изучением личностных особенностей каждого ученика с целью оптимизации отношений в системе «учитель-ученик», оказания своевременной психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям, коррекцией поведения в коллективе.
В своей работе я применяла такие методы как: анкетирование, опросы, беседы. Совместно с педагогом - психологом Калмыковой С.В. на протяжении всего курса обучения проводятся психодиагностика обучающихся и коррекционные занятия. Также я организовываю и провожу в рамках классных часов игровые практикумы, ведь именно в игре проявляются разнообразные способности ребят, черты характера, коммуникативные навыки. Работаю над педагогической темой «Эффективные формы и методы стимулирования творческой активности у обучающихся на примере специальности «Программирование в компьютерных системах».
Моя работа как куратора со слабослышащим обучающимися привела меня к разработке Программы воспитания коммуникативной культуры слабослышащих обучающихся «Вместе»
Цель программы: формирование у слабослышащих обучающихся навыков активного общения со слышащими сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- закреплять навыки активного общения на различных уровнях;
- мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к слышащим людям и самому себе.
Задачи воспитательной работы с группой:
1.Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей обучающихся;
2.Обеспечение успешной адаптации слабослышащих обучающихся;
3.Создание благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности каждого слабослышащего обучающегося, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4.Сохранение психофизического здоровья слабослышащего обучающегося посредством создания условий для комфортного пребывания каждого слабослышащего обучающегося в коллективе;
5.Воспитание патриотизма, любви к своей Родине;
Для реализации цели и задач данной программы, я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в группе, при которой у обучающихся появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность.
При работе с слабослышащими обучающимися я использую такие методы и формы, которые, позволяют создать условия взаимодействия с группой:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).
В моём собственном опыте работы есть регулярные классные часы и собрания группы, на которые обучающиеся готовят выступления, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в группе, делают выводы. Приведу несколько своих тем для обсуждения с обучающимися: «Ценности: наиболее важное для нас?», «Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга?» , «Страна глухих-открытая или закрытая», «Общение со слышащими» т.д.
Работа с родителями – очень важный раздел кураторской работы.
Работу по этой задаче я начинаю с диагностики семьи. На первом родительском собрании, при знакомстве со мной, как куратором, родители заполнили анкету, на основании которой я, при помощи педагога-психолога Калмыковой С.В. составила психолого-педагогическую характеристику обучающихся, а затем социально-педагогический портрет группы.
Сотрудничество куратора с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности обучающихся, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности обучающегося. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача куратора. Как куратор, я стараюсь сплотить родителей вместе, обсуждая с ними такие аспекты воспитательной работы как: общение слабослышащих обучающихся со слышащими; коллективные творческие дела-праздники, КВН, родительские собрания. Мы совместно планируем внеклассную воспитательной работу в группе, т.к. большинство родителей моих обучающихся-слышащие. Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между обучающимися и их родителями, путем создания ситуаций взаимного уважения. Провожу беседы с родителями о межличностных отношениях, проблемах общения родителей и детей.
Суббота – день индивидуальных консультаций родителей с учетом назревшей необходимости.
Взаимодействуя с педагогами-предметниками, куратор выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с обучающимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения педагогов и родителей слабослышащего обучающегося, информирую педагогов о состоянии здоровья и воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с педагогами-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах обучающихся, привлекаю педагогов-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с педагогами-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с обучающимися и предупредить возможные трудности и конфликты.
Итоги работы выливаются в “Летопись группы”, которую мы начали вести в прошлом учебном году. Мы активно участвуем во всех конкурсах и общественных мероприятиях, ребята стараются творчески подходить ко всем делам, начиная с общетехникумовских (например, оформление новогоднего стенда), заканчивая участием в городских конкурсах. Мы являемся постоянными участниками конкурсов жестового пения.
Все достижения группы демонстрируются родителям на классных собраниях, ведь важно осветить не только учебную деятельность, но и внеклассную работу, показать, что каждый ребенок уникален вне зависимости от его учебных успехов или неудач.
Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в техникум.
Дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.
С.Маршак
Список литературы
- Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М: ВАКО, 2006. – 320 с.
- Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 224 с.
- Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.-сост. Е.В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
- Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации / Под. ред. Е.Н.Степанова М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
- Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. – 123 с.
- Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. – 134 с.