Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни. К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом. Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости. Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта - развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи: создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями; использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся; активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка.
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение я отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.
Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. Этапы выполнения научно(учебно)-исследовательской работы:
Первый этап – подготовка к исследованию: выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной), составление списка литературы по проблеме исследования; определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования; изучение литературы по теме; уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования. В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ; семантический анализ; стилистический анализ; описательный метод — описание фактов, предметов, явлений; лингвистический анализ художественного текста - выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении; сравнительно-исторический метод - выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях; экспериментальный метод - наблюдение и различные виды анкетирования.
Второй этап - подготовка и проведение исследования: сбор материала; обработка полученного материала; формулирование выводов.
Третий этап - оформление исследовательской работы: написание основной части работы, её введения и заключения; составление списка литературы, составление списка иллюстраций, приложений; оформление титульного листа.
Четвёртый этап - защита работы.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; составлять и решать задачу; формулировать гипотезу; разрабатывать и проводить эксперимент; обобщать материал и представлять его в виде текста. Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу. Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. Главная цель учебно-исследовательской работы - образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
У школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью при определенных усилиях педагога и в этом помогает использование на уроках инновационных технологий, нестандартных уроков, интересных заданий. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Исследовательская деятельность активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня. Предлагаю разработку урока-исследования по русскому языку в 8 классе на тему «Виды обстоятельств».
Цели: сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению; развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности; воспитывать самостоятельно мыслящую личность.
Ход:1. Оргмомент. - Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал.
II. Д/з - записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения (разборы).
1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки» (укажите в данном предложении орфограммы-согласные)
2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки» (объясните постановку запятых в предложении)
3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками» (назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков)
II. Работа по теме «Виды обстоятельств»
1. Актуализация знаний (Какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению? Определите значение обстоятельств в третьем предложении? Как вы это сделали? Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? существуют ли другие виды обстоятельств по значению?
2. Цели и задачи урока (Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.)
3. Изучение нового материала. (Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам)
Для сильных. Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению. Укажите, чем выражено обстоятельство.
1. Лошади бежали дружно.
2. В России всюду растёт самое красивое дерево - берёза.
3. Сегодня ты пришёл рано.
4. По неосторожности я уронил книжку.
5. Мы пришли вам помочь.
6. Смотрела она, не мигая.
7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
8. На другой день проснулся я с головной болью.
9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
10. Недавно нас уже звали на помощь.
Для средних В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства. Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.
1. Лошади бежали дружно. Смотрела она, не мигая.
2. В России всюду растёт самое красивое дерево - берёза.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
3. Сегодня ты пришёл рано. На другой день проснулся я с головной болью.
4. По неосторожности я уронил книжку. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
5. Мы пришли вам помочь. Недавно нас уже звали на помощь.
Для слабых. В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.
1. Лошади бежали дружно. Смотрела она, не мигая.
2. В России всюду растёт самое красивое дерево - берёза. Заливаются на деревьях певчие дрозды.
3. Сегодня ты пришёл рано. На другой день проснулся я с головной болью.
4. По неосторожности я уронил книжку. За давностью лет не сохранилось никаких документов.
5. Мы пришли вам помочь. Недавно нас уже звали на помощь.
По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые - вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства. После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля.
III. Закрепление. Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.
- Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению.
(Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель). Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали. Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место). - Индивидуальное задание (для 2-3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону. (Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.
IV. Контроль. Тест-пятиминутка
1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее
2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?
а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением
3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении
« От жары и духоты книзу клонятся цветы»:
а) место б) время в) образ действия г) причина
4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:
а) цель б) время в) образ действия г) причина
5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении
«Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих
этих дней»:
а) цель б) место в) образ действия г) причина
V. Итог урока, оценивание, д/з.