Добрый день, уважаемые коллеги, позвольте мне представить свой мастер – класс.
Этот рассказ мы с задачи начнем,
Даже Алиса ответит едва ли,
Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
А как бы Вы ответили на этот «детский» вопрос? (ответы педагогов)
Да, вы правы, сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепринята.
В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.
Однако сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка "Репка" учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду;
Скажите пожалуйста, чему учат такие сказки, как:
- "Теремок", "Зимовье зверей" (учат дружить).
- "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка (наказ слушаться родителей, старших)
- "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка") (трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается)
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении засилие иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с коллегами я выяснила, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере.
На современном этапе внедрения ФГОС ДО от нас педагогов требуется качественно новый подход к обучению, развитию и воспитанию детей. И в этом нам может помочь теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
-А сейчас, после моего вступительного слова, мне очень важно узнать, в каком настроении вы пришли сегодня на мастер-класс. Поднимите, пожалуйста, то мимическое изображение, которое соответствует вашему настроению.
-Ну, что же, я очень рада, что вы находитесь в позитивном настроении.
-А сейчас я хочу показать вам некоторые приемы ТРИЗ в работе со сказками, которые использую в своей работе.
Уважаемый зал, коллеги, я попрошу вас помочь мне и принять активное участие.
Прием «Морфологический ящик». Универсальный приём, может использоваться на всех занятиях. Он поможет нам составить портрет персонажа.
Имя сказочного героя
Баба-Яга
Где живет?
В лесах, в избушке –на – курьих ножках
Волшебные свойства
Колдовать
Что умеет делать?
Летать на метле, летать в ступе, превращать
На кого похож?
На старушку
С кем дружит?
Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора
В каких сказках встречается?
?
После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна, встречается в сказках других народов похожий персонаж, откуда взялся этот персонаж, может быть она реально когда-то существовала. Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. Собирая сведения, наш «морфологический ящик» начал пополняться, т.к. ребята стали фиксировать свои наблюдения.
Следующий прием – Сказочные слова
«Сказочные слова»
Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка... и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена...и т.д. ).
Следующий прием ТРИЗ, который я хотела бы вам представить – это Анализ сказки по системному оператору
Цели: – формировать умение системного анализа сказки;
– развивать умения анализировать, обобщать, прогнозировать;
– обучать использованию приема «наоборот»;
– развивать воображение, эмпатию;
Давайте разберем хорошо известную всем и любимую мною сказку «Колобок».
В: – Кому еще нравится эта сказка?
Д: – ...
В: – Знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо закан-чиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другие концовки к этой сказке, чтобы колобок мог спастись... Но вначале давайте вспомним приключения Колобка.
(на слайде показывает рисунок Колобка)
И: – Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка». (В. помещает Колобка в центральную клетку.)
И: – Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает. (В. может дорисовать ставни к прямоугольнику).
И: – Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продуктов его бабушка испекла? Д. – ...
И: – Теперь Колобок едет вверх. Где он был (в начале сказки)?
Д. – ...
И: – Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился? Д. – ...
И: – А что произошло потом?
Д. – ... Желательно, чтобы ответы детей были приближены к тексту сказки.
Таким образом, у нас с вами получился такой системный анализ.
Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специального метода Фантазирование.
И: – В сказке Колобок не смог убежать от Лисы и она его съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?
Д: – ... В. может помочь детям, называя слова: вкусный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом и т. д.
И: – В сказке лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы лиса его не съела. Может быть и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным – Лисе его есть не захочется, не правда ли?
А как Колобок может стать невкусным?
Д: – ... Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.
И: – Мог ли Колобок сделать так, чтобы от него был неприятный запах? Аналогично рассматриваются и некоторые другие свойства.
И: – Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет?
Д: – ...
И: – А такая новая сказка про Колобка вам нравится?
Д: – ...
В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.