Использование LEGO- элементов на логопедических занятиях
Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев
рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной, а это значит, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Развитию тонкой моторики способствуют продуктивные виды деятельности детей, в том числе и конструирование.
На занятиях с использованием конструирования отмечается высокая мотивация детей.
Ниже приведены задания с включением LEGO- элементов, направленные на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности.
Развитие звукопроизношения и фонематического слуха.
Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].
«Произнеси звук кратко и протяжно»
Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.
Логопед:
«Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато. »
Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.
«Поймай звук»
Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.
Логопед:
«У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора».
«Различаем звуки»
Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.
Логопед:
«Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».
«Где находится звук? »
Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.
Логопед:
«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».
Логопед показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.
«Посчитай слоги»
Логопед произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
«Раздели словечко»
Логопед произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
«Один-много»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.
Логопед предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.
«Двумя руками сразу»
Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца логопед показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком.
Логопед:
«Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.) ».
Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.