Автор: Попова Снежана Сергеевна
Первая квалификационная категория
МАОУ «СОШ № 21»
Инновационные методы и приемы эффективной работы с детьми группы А (слабослышащие)
Добрый день! Я работаю в 21 школе, в нашей школе есть обучающиеся с нарушениями слуха и я как педагог физической культуры занимаюсь с ними, многие из них учатся в специализированных классах.
Создаются специальные условия коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Слабослышащие дети более замкнуты и обидчивы, у них понижена инициатива общения с окружающим миром.
Учитывая особенности слабослышащих детей, на уроках использую специальные современно - инновационные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют развитию речевых умений и навыков, и достигать хороших результатов в обучении. Использую некоторые приемы из методики Э.И.Леонгард, создателя особого направления в сурдопедагогике «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха» ориентированного на восстановление полноценной жизни глухих и слабослышащих детей и интеграцию их в общество слышащих. Эта методика способствует интеграции. Инновационными их считаю потому как, на уроках физкультуры их не применяют. Я считаю, что эта методика должна использоваться на всех уроках.
Упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно-двигательной реакции на звук, а также игры направленные на обнаружение и различение речевых и неречевых звуков, различие звучаний по акустическим признакам (громкий-тихий, оределение начала и окончания звучания и тд)
Пример с экраном и различными спортивными играми. Организация деятельности учителем физкультуры направленная на восприятие видов спорта.
1- Волейбол – спортивная игра двух команд, игроки которых, ударяя по мячу руками, стараются перекинуть его через сетку на площадку соперников.
2 -Футбол - командный вид спорта, целью - забить мяч в ворота соперника. Мяч в ворота можно забивать ногами или другими частями тела кроме рук.
3- Баскетбол – спортивная игра двух команд, игроки которых стараются забросить мяч руками в корзину, укреплённую на специальном щите вверху.
Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний об игре баскетбол:
- Учитель говорит слова, детям нужно услышать заданное слово и начать ведение мяча и совершить бросок мяча по корзине и вернутся обратно - Первое слово – БАСКЕТБОЛ. Слушайте. Ракетка, на старт, футбол, баскетбольный, баскетбол.
- Второе. Теперь вам нужно услышать словосочетание – ВЕДЕНИЕ МЯЧА. Слушайте.
Волейбольное поле, ведение мяча.
- Третье слово – ФОЛ. Слушайте. Гол, дом, флаг, баскетбол, фол
Так как у обучающихся с нарушениями слуха часто наблюдается нарушения в двигательной сфере, такие как недостаточная координация и неуверенность в движениях и относительно низкий уровень ориентировки в пространстве, на уроках я использую оригинальные упражнения для формирования и улучшения данных навыков в игровой форме.
Дыхательная гимнастика, возможно, также будет пример с играми, в футболе мяч забивают, а мы будем его задувать в ворота.
Рефлексия: Перед вами несколько видов спорта, во –первых вам надо выбрать те, виды спорта о которых мы говорили, а во- вторых выразить свое отношение и эмоции при выполнении наших заданий соответствующими смайликами,
Красный - было очень тяжело, зеленый со всеми заданиями справились, желтый какие-то задания было сложно выполнить.
Наши обучающиеся участвуют во множестве соревнований различных уровней: муниципальный, региональный и российский для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, также наш школьный спортивный клуб активно помогает участникам, мы работаем над тем, чтобы дети не стеснялись выходить на массовые мероприятия, показывать свои спортивные достижения и пробовать себя в различных видах спорта (киберспорт, плавание, спортивный меч, футбол, баскетбол, дартс, бочча, настольный теннис, скалолазание и многое другое). Так в апреле 2019 года ШСК «Триумф» совместно с местной общественной организацией инвалидов с потерей слуха впервые в Архангельской области организовали и провели соревнования на коньках для детей с ОВЗ И ТЖС. Девочки из команды черлидинга нашей школы поддерживали ребят и на льду и выступали волонтерами для других детей не умеющих самостоятельно передвигаться (Колясочники). Ребята соревновались во встречной эстафете, слаломе и скоростному прохождению дистанции на время. Также мы проводим соревнования в школе для различных параллелей и включаем туда ребят с ОВЗ. Работа нашего ШСК была оценена на городском уровне, мы стали победителями в номинации «Лучшая постановка физкультурной работы в школе с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами», далее на областном уровне и недавно были подведены итоги Всероссийского конкурса, наша школа стала призером, заняв 3 место!