Мне выпала возможность попасть на курсы по повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан третьего (базового) уровня.
В основу настоящей Программы, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышление учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний- с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников.
Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. (Руководство учителя стр 119)
Данная Программа направлена на подготовку:
- Учителей, которые являются направляющими, влияющими, проявляющих заботу, с энтузиазмом занимающихся преподаванием и изучением.
- Учителей, которые осознают, что каждый ученик думает и знает, как выстраивать понимание предмета; конструирует знания и понимание их содержания для обеспечения обратной связи таким образом, чтобы каждый ученик прогрессировал по уровням образовательной программы.
- Учителей, которые знают цели обучения и критерии успешности урока, знают в какой степени они соответствуют этим критериям со своими учениками, и знают, что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками, эталонами успешности: «Куда двигаться дальше?», «Как действовать?», «Что делать далее?»
- Учителей, которые могут развиваться от единственной идеи до множества идей, синтезировать и затеи пополнять и углублять их таким образом, чтобы ученики могли выстраивать и восстанавливать эти идеи. Это- не есть передача уже готовых знаний или идей, а построение учениками этих знаний и идей, что является принципиальным. (Руководство учителя стр 123)
Конструктивистские представление о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников.
Основная задача третьего (базового) уровня- помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой. В ходе Программы рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. Следовательно, ожидается, что учителя будут знакомиться с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Данная работа необходима учителям для обеспечения теоретической основы, на которую они могут полагаться при рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу. Программа дифференцирована на семь модулей.
Модули:
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому обучению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями.
- Управление и лидерство в обучении. (Руководство учителя стр 126)
На своих уроках использую все модули, но большое внимание уделяю информационно-коммуникационным технологиям (далее ИКТ) на уроках географии. Развитие ИКТ требует своевременных изменений в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, меняются способы обучения, методики и технологии.
При внедрении ИКТ на уроки географии способствовала улучшению процессов преподавания и образования ( Руководство учителя стр 179) Ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к поколению, регулярно взаимодействующими с цифровыми технологиями и использующему все возможности новых технологийво всех аспектах жизненных ситуаций (Руководство учителя стр 178)
При объяснении нового материала я использовала электронную презентацию по темам,содержащую мнемонику (рисунки, фото, вспомогательный материал). Учащихся заинтересовал такой способ изучения нового материала, а мне помог сократить время, потраченное на объяснение материала. Мною на уроках была организована работа с одаренными учащимися. Дети готовят к уроку небольшие презентации с докладами. Выступления одаренных детей позволило другим учащимся заинтересоваться новым подходом в обучении, у многих появилось желание самостоятельно подготовить презентацию на следующий урок. Также использование наглядности в виде презентации позволило получить более прочные знания по теме. На этапе закрепления урока я использовала индивидуальную работу с заданиями с выбором ответа по темам, где требовался один или несколько вариантов ответа из предложенных. В заданиях помимо текста содержались рисунки и фотографии. Выполнение учащимися такого задания позволило закрепить полученные ими знания по теме. Учащиеся должны были из предложенных вариантов выбрать правильные. При выполнении задания учащиеся сразу же получили результат своей работы, так как компьютер указал им правильно или нет выполнено задание. При проверке правильные ответы закрашивались зеленым цветом, а неправильные – красным. Выполнение таких заданий позволяет не только закрепить знания учащихся, а также развивать зрительную память. После электронной физминутки для глаз дети оживились, услышав новое задание используя картины с любимыми героями мультфильма. Слуховое и зрительное восприятие улучшает восприятие текста, задания. Ребята уже знают сюжет, к тому же посмотреть его ещё раз на уроке очень заманчиво. Мне думается, что это помогает ученикам настроиться на творчество. Учащиеся с удовольствием начинают фантазировать, ведь предоставляется полная свобода. Нужно сказать, что работы здесь получились хорошие, интересные и непохожие. Рефлексией для уроков стала техника «Голосование точками», смайлики, вопросы, стикеры. С задачами уроков действительно учащиеся справились. Для меня это очень важный момент. Хочется, чтобы ученик уходил с осознанием того, что на уроке он сделал еще один шаг вперед в овладении географических знаний
Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. На уроке географии в 6 классе по теме «Вулканы» использовала ИКТ. При объяснении нового материала я использовала электронную презентацию по теме «Вулканы», содержащую мнемонику (рисунки, фото, вспомогательный материал). Учащихся заинтересовал такой способ изучения нового материала, а мне помог сократить время, потраченное на объяснение материала. Мною на уроке была организована работа с одаренными учащимися. Дети подготовили к уроку небольшие презентации с докладами о «Вулканах». Выступления одаренных детей позволило другим учащимся заинтересоваться новым подходом в обучении, у многих появилось желание самостоятельно подготовить презентацию на следующий урок. Также использование наглядности в виде презентации позволило получить более прочные знания по теме. На этапе закрепления урока я использовала индивидуальную работу с заданиями с выбором ответа по теме «Вулканы», где требовался один или несколько вариантов ответа из предложенных. В заданиях помимо текста содержались рисунки и фотографии. Выполнение учащимися такого задания позволило закрепить полученные ими знания по теме. Учащиеся должны были из предложенных вариантов выбрать правильные. При выполнении задания учащиеся сразу же получили результат своей работы, так как компьютер указал им правильно или нет выполнено задание. При проверке правильные ответы закрашивались зеленым цветом, а неправильные – красным. Выполнение таких заданий позволяет не только закрепить знания учащихся, а также развивать зрительную память. Для поднятия настроения, оживления использовала на уроке физминутку, на интерактивной доске появляется танцующий герой мультфильма, учащиеся повторяют за ним движения. На уроках используя стихотворные физминутки учащихся это не заинтересовало. Следующее задание на интерактивной доске появляется схема вулкана, где учащимся нужно проставить правильно, где расположены кратер, жерло. Учащиеся с интересом обсуждали в группе расположение частей вулкана, выходили к доске и правильно расставили схему. Работа с контурной картой на интерактивной доске ученикам очень понравилась, при правильном выполнении задании звучат аплодисменты. Уроки проведенные с использованием ИКТ более интересные, ученики чувствуют себя самостоятельными, заинтересованными.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задания по географии, формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по географии, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний. Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Ведь внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
В перспективе я планирую более глубоко изучить использование новых технологий на уроках, и применить полученные знания на практике. После практического применения ИКТ на уроках географии, ожидается повышение мотивации учащихся к изучению географии, снижение уровня тревожности, пассивности учащихся, повышение качества знаний. У учащихся повысился познавательный интерес к предмету, использование ИКТ повысил мотивацию и способствовало развитию интеллектуального потенциала каждого ученика.