Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как условие достижения планируемых результатов освоения программы
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Одна из главных задач образования – это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают положительные эмоции. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Очень важно строить обучение младших школьников, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты), при закреплении, на этапе рефлексии.
На своих уроках я применяю различные виды работы с ИКТ:
-электронные сборники-тренажёры; -электронные энциклопедии; - аудио - и видеозаписи;
- мультимедийные презентации
Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Можно выбрать в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или иллюстрацию, информацию из любой области знаний.
Помогают на уроках интерактивные электронные пособия на дисках к учебникам: М.И.Моро «Математика», А.А.Плешаков «Окружающий мир», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», В.Г.Горецкий «Азбука». Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности. Например, на уроках русского языка, на этапе знакомства с новым материалом предлагается его теоретическое объяснение. Для закрепления и отработки знаний представлены задания в игровой форме. Также много разнообразных упражнений, направленных на развитие речи детей. Увлекательные интерактивные игры помогают развивать логику и воображение, память и внимание ребёнка. Есть задания для практической работы, тренировочные и проверочные упражнения, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учеников, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении нового материала. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.
Значительно повышает интерес к учёбе использование аудио - и видеосредств. Наиболее часто их можно использовать на уроках окружающего мира и литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места дают простор детской фантазии, мечте, вызывают желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. На уроках литературного чтения можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, прививает любовь к чтению, расширяет словарный запас. На всех учебных предметах в качестве дополнительного и развивающего материала использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка». Обязательно использую краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками.
Применение тестирующих программ обеспечивает индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль за усвоением учебного материала, выдачу ученику индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов. При закреплении изученного материала во время самостоятельной работы можно опросить несколько учеников по данной теме. Ребенок сразу видит на экране результат своей работы и допущенные ошибки.
Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft PowerPoint. Главное в презентациях – информативность, наглядность, увлекательность. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса обучающихся к изучаемой теме. Благодаря программе Microsoft PowerPoint, я и мои ученики составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию.
Ещё одно из направлений использования ИКТ – участие младших школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Преимущество использования этих конкурсов на начальном этапе обучения заключается в том, что активизируется работа с одарёнными детьми, выявляются сильные и слабые стороны в подготовке обучающихся. На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в конкурсах и олимпиадах «ЭМУ», «Инфознайка», «Инфоурок», «МетаШкола». Для них компьютер может оказаться помощником: выполняя индивидуальные задания, ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. Для дополнительных занятий дома предлагаю ученикам использовать интернет-тренажёр «Отличник». Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет. Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем готовности к обучению;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
- развивать умение учеников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Я уверенна, что учебный процесс с применением ИКТ направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования и достижению планируемых результатов освоения программы.