Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 165
  • Скачиваний: 6

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе развития общества, насыщенном информационными и компьютерными технологиями приоритетными являются проблемы:

а) создания,  распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных электронных образовательных ресурсов;

б) подготовки педагогических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе средства информационных и коммуникационных технологий.

В последние годы активно реализуется проект информатизации системы образования. Цель этого проекта заключается в поддержке системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Благодаря этому проекту практически во всех школах  учителя начали активно применять в педагогической деятельности средства ИКТ. Под средствами ИКТ мы понимаем программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору. Продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе и цифровым образовательным ресурсам (ЭОР). ЭОР – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:  предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители. Образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде.

 Для многих учителей, очевидно, что средства ИКТ (в том числе и ЭОР-ы) – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности. Использование качественных ЭОРов делает реальным получения адекватного современным запросам школьного образования  вне  зависимости от месторасположения учебного заведения.

Специфику профессиональной деятельности учителя русского языка в условиях ИКТ - насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности. Данное обстоятельство представляется нам особенно важным.

В настоящее время образование испытывает существенную потребность в качественных  ЭОРах, которые позволили бы:

  • Организовывать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  • Применять весь спектр возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, а как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирования лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др;
  • Привнести в учебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиасистем;
  • Объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по различным дисциплинам, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
  • Управлять учебной деятельностью школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
  • Создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
  • Оперативно обеспечивать педагогов, школьников и родителей актуальной современной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  • Создавать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения и другие.

Анализируя литературу по педагогики и психологии, приходится констатировать, что зрительные анализаторы человека обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако на многих уроках основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия текст-звук-видео-цвет.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка  может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.

А теперь мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего используются на своих уроках русского языка.

Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР,  и тесты, содержащиеся на дисках. Наибольшим доверием пользуются у меня диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Проанализировав ЦОРы, предназначенные для обучения и развития школьников, можно выделить несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для изучения русского языка:

  • теоретической части ЦОРа целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
  • объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером;
  • Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку;
  • средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

         Также к услугам учителей русского языка в сети Интернет есть прекрасно     продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми. 

         Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается  на результатах диагностики.

         Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя русского языка.    

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: