Толкова Светлана Валерьевна,
учитель химии МБОУ «Школа № 70
с углубленным изучением отдельных предметов»
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии
В статье приведен пример использования ЭОР на уроках химии
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. ЭОР бывают разные. По степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
· Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
· ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
· Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Но, с другой стороны, такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
· Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
ЭОР по химии являются самые различные объекты, например, цифровые копии портретов ученых, фотографии химических веществ, устройств, производств химической промышленности. К этому же типу объектов относятся анимированные схемы синтеза различных веществ в промышленных условиях, каталитического крекинга нефти, интерактивные системы тестирования и т.п. К ЭОР по химии относятся также виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать химические опыты, составлять структурные формулы и уравнения химических реакций. Изучение химии требует привлечения экспериментального материала (показ учителем и проведение учащимися химических опытов). Поэтому особое внимание уделяется использованию фото- и видеоматериалов, которые позволяют:
а) подготовиться к проведению (демонстрации) опытов,
б) познакомить учеников с теми экспериментами, которые практически невозможно осуществить на уроке из-за недостаточного оснащения школьного химического кабинета реактивами, материалами, химической посудой.
Особенно актуальны такие химические демонстрации для процессов, в которых используются или образуются вещества, представляющие опасность с точки зрения техники безопасности (едкие, ядовитые, взрывоопасные, легкогорючие).
Еще одна особенность использования ЭОР при изучении химии заключается в как можно более широком обеспечении наглядности за счет использования иллюстраций и анимированных моделей (например, строения атомов, молекул, химических процессов, смещения химического равновесия, технологических схем химических производств и т.д.). Демонстрация интерактивных моделей и действующих схем позволяет визуализировать теоретические положения, вынесенные на урок, помогают обеспечить более глубокое понимание учебного материала.
Интерактивные задания в изучении химии могут быть использованы как для текущего контроля, так и для самостоятельной работы учащихся (в качестве «химических тренажеров»), а мультимедиа-ресурсы, наряду с иллюстративными и текстовыми материалами, позволяют организовать самостоятельные индивидуальные и групповые проекты учащихся.
ЭОРы легко встраиваются в имеющуюся школьную практику.