Пылёва Дина Салимовна, учитель русского языка и литературы. МАОУ СОШ №48 города Тюмени имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева.
Что за время такое настало? Одни с трудом находят себе применение и теряются в реалиях современной жизни. Другие, наоборот, полны энтузиазма от новых возможностей, которые открывает перед нами мир. Чем объясняется такая полярность? Все просто! Настало время перемен! Где-то, может, еще и встречают по одежке, но все чаще на первый план выходят наши мысли: как мы их выражаем? есть ли в них смысл, или это всего лишь набор слов? как проявляется в наших мыслях характер, мировоззрение, жизненная позиция? Новые потребности рождают новые идеи.
Тема моего сегодняшнего семинара «Интерактивные приемы развития речи на уроке». Слайд№1.
Все началось, когда нынешние одиннадцатиклассники учились в 7 классе. Слайд№2. Тогда на параллели мы решили объединить усилия всех предметников в том, чтобы развивать какое-то одно УУД, которое позволит выпускникам успешно написать сочинение и изложение. Так, изучив кодификаторы ОГЭ по всем предметам, мы увидели, что развитие связной речи, умение аргументировать, анализировать есть во всех кодификаторах. Значит, умение излагать мысль – это метапредметный результат. Два раза в неделю (на всех уроках) дети работали с тезисами, учились находить тему и микротемы. Если в 7 классе работа с тезисами, аргументами давалась сложно, то к 9 классу результат заметно улучшился.
Сейчас работа по развитию письменной речи идет более организованно, систематически. Устной речью занимаются попутно, чаще на уроках развития речи. А между тем в практической деятельности человека устной речью приходится пользоваться значительно чаще, чем письменной. Цель данного проекта: развить как устную так и письменную речь каждого
ученика через интерактивные приемы работы на уроке.
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями современного общества. Внедрение ФГОС.
Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
- является средством познания (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);
- является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения (т.е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т.д.);
- используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;
- является средством общения.
Очередное новшество в сфере школьного образования – вводится устное собеседование по русскому языку. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Кроме того, устное собеседование позволит:
- проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
Задание № 3
Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:
- Монолог-описание по предложенной фотографии.
- Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.
- Монолог-ответ на поставленный вопрос.
На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут
Для того чтобы к девятому классу ученики умели излагать свои мысли как устно, так и письменно, на уроках мы используем следующие приемы: Слайд №3.
Самыми продуктивными приемами работы над устной речью на сегодняшний день являются прием 6 шляп мышления. Слайд№4. Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области мышления Эдвардом де Боно.
Примеры из литературы и из русского языка. Слайд№5.
- В основе приема Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике.
Еще один прием, который легко дается школьникам - «Формула-ПОПС». Создателем этого приема является профессор права Дейвид Маккойд Мэйсон из ЮАР. Перевел ее на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР Санкт-Петербургского института права.
Вот как выглядит данная формула: Слайд№6.
Представьте, что вы ищите работу, вам нужно на собеседовании рассказать о себе. С чего вы начнете? Попросить коллег порассуждать
Далее показать возможный вариант ответа.
На примере 9 и 11 классов.
СЛАЙД№7.
ПОПС - интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
- данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
Данные приемы используется нами часто на уроках русского языка. На слайде №8 вы можете увидеть результаты качества знаний в диаграммах.
Если на первых уроках у детей это вызывало затруднения, то на сегодняшний день дети правильно и четко излагают свою мысль.
Слайд №9. В конце каждой четверти у нас проходит защита проектов, на которых дети как в устной так и в письменной форме демонстрируют свои знания по определенной теме..
Как данный проект реализуется во внеурочной деятельности??
С этого года в нашей школе ведется проект «Школьное радио». На переменках дети в свободной форме пользуются микрофоном, демонстрируя свои умения красиво, четко, грамотно излагать свои мысли. Иногда школьникам приходится импровизировать и в этом им помогает развитая устная речь.
Также у нас активно действует проект школьной газеты «Ветер перемен». При разработке еженедельных выпусков, участникам проекта (интервьюерам) предлагается брать интервью, где, безусловно, нужно проявить свои способности в умении правильно излагать свои мысли, правильно составлять вопросы и, конечно же, написание статей.
Применение на уроках обучающих структур сингапурской методики обучения
Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.