Урок-путешествие. Целью урока является повторение темы " Имя прилагательное" Задачи:Повторить понятия связанные с именами прилагательными;Изучить роль прилагательного в предложении и в тексте;Продолжать обогащать словарный запас детей, развивать психические процессы(внимание, память, воображение и мышление), воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Министерство образования Ставропольского края
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Отделение психологии и дефектологии
План урока по теме:
Имя прилагательное
Выполнили :
Латина Анна Александровна
Ляшенко Юлия Александровна
студентки 2 курса
академической группы ПН2ДО
Проверил:
старший преподаватель
Черкашина Светлана Павловна
Ставрополь, 2019
Предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Целевая аудитория: 3 класс
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма работы: индивидуальная, фронтальная и групповая
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Демонстрация : Учебник русского языка для учащихся 3 класса, ноутбук, презентация, карточки-смайлики для определения настроения
Цель: повторение темы «Имя прилагательное»
Задачи:
Повторить понятия связанные с именами прилагательными
Изучить роль прилагательного в предложении и в тексте
Продолжать обогащать словарный запас детей, развивать психические процессы(внимание, память, воображение и мышление), воспитывать уважительное отношение к окружающим
Планируемые результаты
Предметные: Овладение орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского языка
и правилами речевого этикета.
Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения. Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные: уметь оценивать себя в соответствии с предлагаемым критерием, взаимодействовать с классом
Познавательные: общеучебные – осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
Логические: осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи; умеют работать в паре;
контролируют действия партнера
Форма урока: урок-путешествие(сказка)
Ход урока
Организационный этап:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть на сегодняшнем нашем занятии. Надеюсь, у вас такое же отличное настроение, как у меня! Давайте улыбнемся друг другу!
2.Этап мотивации к учебной деятельности:
- У нас сегодня пройдет необычный урок. Я предлагаю вам превратиться вместе со мной в маленьких путешественников и отправиться в волшебный лес полный интересных приключений. Этот лес называется« Имя прилагательное»
Но в лесу бывают опасные места, какое вы можете назвать?
Например, мы можем назвать болото.
А вы знаете, что же такое болото? Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова?
3.Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала
Наше путешествие начинается с тропинки «Части речи». Но чтобы отправиться в путь, нам нужно решить задание.
«Откройте учебник ,посмотрите на упражнение. Вам нужно разделить предложенные автором слова в 2 колонки .»
Белый, сообщение, письмо, стеклянный, мишка, мягкая, солнце, название, яркое, твёрдое, цифра, зеленый
Проверка вслух
Почему именно эти слова вы занесли в первый столбик?
А к какой части речи относятся слова во втором столбике ?(имя прилагательное)
Умницы! Вы быстро справились с первым заданием, значит нам можно следовать дальше. И вот вам мое наставление- хороший путешественник не ищет легких путей! Удачного нам пути!
4. Эвристический этап
Ребята, тропинка, по которой мы сейчас следуем, называется «Повторение». Но мы не можем продолжить наш путь, не решив ещё одно задание.
«Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет ,ответит всегда на вопросы такие :Какой? Какое? Какая? Какие?»
Как вы думаете, о какой части речи идет речь?
А давайте изобразим в виде цветка всё то ,что мы знаем об имени прилагательном? Возьмите карточки ,которые я вам раздала .На этих карточках написаны вопросы , на которые отвечают различные части речи .Ваша задача собрать лепестки ромашки только из тех карточек ,в которых есть вопросы именно имен прилагательных.
Ребята, вы так хорошо справляетесь с заданием, что наш корабль ускорил ход. Так держать!
5. Первичное закрепление. Групповая работа.
Обратите внимание! На новой тропинке лежат флажки, и на них записаны задания. Давайте посмотрим на них
1. Замени выделенные слова именами прилагательными.
Стена из дерева, работа, которую сделали руками, днем очень светло, сок из яблок, стол из стекла
Найдите имя прилагательное, употребленное в переносном значении
2. Подберите синонимы: Подберите антонимы:
Маленький
Сильный
Светлый
Белый
Толстый
Яркий
Голодный
Вспомните что такое синонимы и антонимы.
3.Сделать по образцу:
Послушный сын
Маленьк… цветок, светл… день, магк… игрушка, тверд… земля, умн… человек, начитан… девушка
Есть ли среди них словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении?
6. Игра-физкультминутка.
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
Попробуйте составить такие вопросы-загадки и задать их своими одноклассника. У вас 2 минутки.
Ребята , вы все большие молодцы , вы верно ответили на вопросы и выполнили все задания .Поплыли дальше!
7. Закрепление.
Посмотрите! Нашу дорогу преградило упавшая ель и рядом с ней лежит письмо. Давайте прочитаем вслух?
«Спишите предложения и подчеркните главные и второстепенные члены предложения и тогда ель исчезнет с вашего пути.»
1.Умная девочка всегда выполняла домашнее задание.
2.Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.
3. Днем светит яркое солнце
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята , о чем мы говорили на уроке?
Я предлагаю вам послушать 2 текста для сравнения. Скажите, какой вам понравился больше.
*Наступила зима. Пошел снег. Солнце уже не светит. Птицы улетели
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
*Наступила белоснежная зима. Пошел первый снег. Солнце уже не такое ласковое, каким оно было. Улетели голосистые птицы
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1.Что такое имя прилагательное?
2. Что обозначает имя прилагательное?
3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
4. Чем являются в предложении имена прилагательные?
5. Какую роль играют прилагательные в речи?
Ребята, у каждого на столе лежат карточки-смайлики. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению после этого урока.
9.Домашнее задание
Придумать несколько предложений, со словосочетаниями: раннее утро, мокрая земля, вкусное блюдо.