План-конспект урока по русскому языку
в 6 классе.
Дата:
Тема: «Разряды количественных числительных».
Цели и задачи
1) познакомить учащихся с разрядами числительных: числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные;
2) закрепить знания, умения и навыки по пройденным темам «Имя числительное»;
3) сформировать навыки определения разрядов числительных; научить различать числительные по разрядам;
4) воспитывать уважение и любовь к родному языку; прививать интерес к русской речи с помощью уроков русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок-сказка, путешествие.
Методы: 1. Обучение (показательный).
- Преподавание (объяснительно-иллюстративный, поисковый).
- Учение (репродуктивный, частично-поисковый, практический).
Наглядные пособия: иллюстрации, схемы маршрутов, примеры, карточки, таблица.
Словарная работа: километр, килограмм, центнер, финансы, министерство, квалифицированный, клавиатура, чемпионат.
Ход урока: I.Организационный момент.
- Прежде чем мы начнём урок, вспомним слова стихотворения-тренинга, который поможет нам настроиться на рабочий лад и создать дружелюбную обстановку в классе:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад я видеть вас!
- Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы познакомимся с темой: «Разряды количественных числительных»; закрепим знания по пройденным темам, научимся различать разряды числительных, а также постараемся правильно употреблять в речи имена числительные.
- Сегодня у нас не простой урок, а урок-сказка. Мы уже знакомы с таким «народом» как числительные. А ещё какие народы мы знаем? (существительные, прилагательные, глаголы). И сейчас мы, как известный всем нам Иван-царевич, отправимся в тридевятое царство, в тридесятое государство, чтобы познакомиться с тремя маленькими «народцами» разрядами.
Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен большой корабль, так как это царство-государство находится через три моря-океана, за островом Буяном. Чтобы купить корабль, нужны большие деньги, их нужно заработать. А для этого ответьте на вопросы:
- Что называется числительным?
- Какие числительные вы знаете?
- Молодцы, вот ваш корабль (иллюстрации).
И поплыли мы по синему морю к тридесятому царству. А как же мы поплывём, если не знаем, как и куда нам плыть?
Чтобы получить маршрут плавания, выполните задания.
Карточка 1: Прочитайте, найдите количественные и порядковые числительные. (Учитель читает предложение, ребята записывают 2-3 примера).
По маршруту поплывут наши посланцы (ребята становятся в паровозик и идут по классу по маршруту).
- И что же нас останавливает, - говорит учитель, когда ребята останавливаются. – Это три огромных кита, которые не пропустят вас, пока вы не выполните задание.
Карточка 2: Прочитайте и назовите по очереди, какой частью речи является слово (устная работа учащихся).
- Продолжает путь по морю другая группа учащихся по второму маршруту. Почему мы снова остановились? А это огромные скалы, которые нас не пускают дальше.
Карточка 3: Скажите по очереди, какие записаны числительные: простые, сложные, или составные? (Устная работа по карточке). Записываем числительные и вспоминаем правило, где ставится мягкий знак и где не ставится.
- Недалеко от гор мы видим остров, но ворота порта у этого острова закрыты на огромный замок. Что же нужно сделать, чтобы ворота открылись? Нужно просклонять по падежам словосочетание: три книги.
И. п. три книги
Р. п. трёх книг
Д. п. трём книгам
В. п. три книги
Т. п. тремя книгами
П. п. о трёх книгах
- Вот и открылся наш замочек с помощью ключа. И что же мы видим – «три народца» - разряды числительных:
Целые числа | Дробные | Собирательные |
Семнадцать Две десятых Четверо малышей
человек урожая
- Учитель рассказывает новую тему – правило.
- Работа на доске по карточкам: на картинках изображены цифры и предметы; запишите в три столбика, что они обозначают.
- Закрепление.
- Посмотрите в наш походный учебник, на странице 158-й находится упражнение 425-ое. Задание: устно распределите числительные по разрядам.
- Словарная работа: объясните значения слов, которые прочитаете на лепестках ромашки, найденной на поле народов «Числительные».
- Развитие речи: работа по тексту. Задание: предложения из текста прочитать, определите разряд и вид числительных.
- V. На дом вам народы «Разрядов числительных» предлагают задание для лучшего закрепления темы: параграф 62, упражнение 426. (Объяснение задания).
- VI. Итог. Сегодня мы побывали в стране «Числительные». С кем мы познакомились?
VII. Оценки за урок.