На современном этапе развития образования студентов, проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у обучающихся – показатель серьезных недостатков в организации обучения.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.
Огромную роль игры в жизни и развитии обучающихся, осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.
Игра уже одним только своим содержанием переносит в новое далекое т неизведанное измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают высказывать и глубину мышления.
Имитационная игра позволяет охватить одновременно процессы, занимающие в естественной природе многие десятилетия, а иногда и столетия, «сжать» их в масштабе игрового времени, моделировать совокупный отклик природной среды на антропогенное воздействие, получая весьма полную картину возможных природных и социальных процессов.
К особенностям имитационных игр:
- Преподаватель, возглавляющий игру, не имеет авторитарной роли, он выполняет только функции организатора игры;
- В игре взаимодействием участников создается обучающая ситуация;
- Происходит персонализация игрового обучения;
- Обстановка игры создает наибольшие возможности для активности обучаемого в поиске сначала вопроса, а затем и ответа.
В игре проявляются находчивость, смекалка, сообразительность ее участников. Как правило, игры начинаются с создания условной ситуации. Затем учитель предлагает изменить какой-то параметр данной модели и предоставляет участникам игры возможность
Имитационные игры – это игры, когда имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или структуры. При проведении таких игр используются события, конкретная деятельность людей или обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Компоненты игры:
– игроки;
– эксперты;
– организаторы игры;
– материал по изучаемой проблеме;
– экспериментальная ситуация.
Этапы игры:
- Подготовительный этап – на этом этапе преподаватель – организатор с инициативной группой, состоящей из игроков и экспертов изучают материал по теме игры, распределяют роли, тестируют некоторые рабочие моменты;
- Игровой – отдельные периоды разыгрывается конкретная ситуация, событие, имитирующие деятельность данного объекта;
- Заключительный – межгрупповая дискуссия.
Пример имитационной игры.
Тема: Медицинский консилиум по генетическим заболеваниям.
В ходе игры:
Генетики – знакомят с наследственными заболеваниями человека.
Историки – познакомят с наукой евгеникой.
Корреспонденты - изучат отношение общества к людям с наследственными заболеваниями.
Медики – изучат меры профилактики наследственных болезней.
Игра – это такой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
В чем преимущества данной формы преподавания биологии?
Для преподавателя при использовании данного подхода это получение уникальной возможности попробовать себя в качестве сценариста, режиссера. Для учащихся это самое что ни наесть комплексное воспитание. ониучатся говорить, двигаться, рассуждать. Они учатся быть личностью и одновременно чувствовать плечо друга.
Такие формы уроков убеждают, что знания данные учителем, должны объединяться со знаниями, добытыми в процессе самообразования, что эти знания будут прочными только при личном участии каждого ученика в познании нового, что смысл знаний теряется, если они не совмещаются с практикой.