Игры-упражнения в детском коллективе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат:
  • Просмотров: 163
  • Скачиваний: 20

Для классных руководителей, педагогов, воспитателей.

Игры на знакомство и создание дружественной обстановки

1. «Снежный ком»
Группа встает в круг, и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант — начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

2. «Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя»
Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.

3. «5 важных вещей»
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.

4. «Рассказать о себе в трех словах»

5. «Газетка»
Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая «газетка». Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.

6. «Представиться по-разному»
Каждый человек в кругу должен «представить себя»: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

7. «Мяч по кругу»
Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

8. «Построиться по именам в алфавитном порядке»
(хорошо при первой встрече)

9. «Карточки»
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Hапример: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется «выиграть» в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).

13. Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.

14. «Животные на спине»
Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: «У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

15. «Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?» Выявляются несколько лучших.

Игры, позволяющие глубже узнать друг друга

1. Пожмите руки
Игрокам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они считают, что называемые характеристики имеют к ним отношение. «В круг выходят те, кто...»

  • играет на каком-нибудь музыкальном инструменте
  • умеет петь(танцевать, играть в футбол, кататься на коньках и тд.
  • любит математику
  • любит жареные пирожки...

2. Три круга общности
Игрокам предлагается рассчитаться на 1-2-3 и сформировать тройки. Задание: найти нечто общее между тремя игроками на трех уровнях:

  1. Базовый уровень — нечто неизменное: пол, цвет глаз и тд.
  2. Нравственные уровень — наиболее привлекательные для всех черты характера.
  3. Интимный уровень — любимое занятие, объединяющее всех троих или любимая еда...

Примечание: может использоваться и на совсем маленьких, только они за один прием ищут общее на 1 уровне или отвечают на простые вопросы: я счастлив, когда...я боюсь, когда...мой любимый цвет...

После обсуждения в малых группах, один представитель от группы рассказывает о группе.

3. Качества
На небольших листочках бумаги пишутся нравственные качества, черты характера и шутливые характеристики (честный, самый сильный, самый пушистый, самый полосатый, самый добрый, самый сердитый, капризный и тд.). Листочки складываются пополам, чтобы надписи не было видно, и кладутся в шляпу или просто на середину стола. Затем участники игры (одновременно или по очереди) берут листочек из общей кучки, читают и кладут тому человеку, которому это, по их мнению, больше всего подходит. Когда общая кучка оказывается разобранной, каждый читает вслух свою «характеристику»

Игры на контактность

1. «Поздороваться носами»
За одну минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

2. «Рисуем на ладошках»
Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой — вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

4. «Молекулы»
Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, — «Объединяемся в группы по 3 (4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.

5. „Остров — 1“
Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы — кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

6. „Остров“ — 2»
Группе нужно уместиться на «острове» — куске ткани. Причем «вода поднимается» — т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.

7. «Путаница»
Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.

8. «Живой мост»
Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем идет следующий. Нужно соблюдать технику безопасности.

9. «Бесконечное кольцо»
Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

10. «Слепой скульптор»
Группа разбивается по три человека, и одному завязывают глаза. В это время второй из третьего «лепит» скульптуру. Затем «слепой» должен из второго слепить то же, что тот слепил из третьего.

11. «Встать спиной друг к другу»
В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.

12. «Мешочек»
Группа встает кругом, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед и перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Игры на командную работу

1. «Енотовы круги»
Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру — треугольник, квадрат и т.п.

2. «Выйти по числу пальцев»
Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.

3. «Выкинуть на пальцах»
Всей группе на «раз-два три» надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.

4. Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.

5. «Посчитать до 18»
Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается сначала. Факультативное правило: каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

6. С закрытыми глазами молча построиться по росту.

7. Молча построиться по дням рождения.

9. «Тарелочки»

Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.

10. Муравьиная тропа
Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача — двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с начала.

11. «Тарелочки по кругу»
Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Hужно, не наступая на пол, всем одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой помещался только один человек.

17. «Кельтское колесо»
По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера — это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с Запада — это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока — это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга — обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хоть какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Этапы:
1. 7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

18. «Ледоход»
По полу раскладываются листки бумаги (льдины). Участники игры становятся в шеренгу и их колени связываются. Им надо не наступая на пол пробраться из одного конца комнаты в другой по льдинам. Если кто-то оступился, все возвращаются назад.

19. Не разговаривая, сложить из стульев какую-то фигуру (например, букву «ю»). Можно проводить на время.

Тренинг на доверие

1. «М-М-М по кругу»
Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

2. «Коленочки»
Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Hадо хлопать ладонями по коленям так, чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.

3. «Восковая палочка»
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либо направлении.

Техника безопасности: исходное положение у стоящих в кругу — правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).

3. «Паровозик»
Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.

4. «Солнышко»
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

9. «Бежать между шеренг»
Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу вытянув руки вперед. Человек проходит между шеренгами и в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Проходить можно либо с открытыми, либо с закрытыми глазами.

10. «Бежать между шеренг — 2»
Люди плотно стоят в две шеренги лицом друг к другу. Человек разбегается и бежит между двумя шеренгами. Люди стоят слишком плотно, и они по очереди расступаются перед ним, создавая эффект волны. Человек видит расступающуюся перед собой шеренгу лиц.

Техника безопасности: необходимо предупредить группу о необходимости внимательности. Прежде чем бежать, следует спросить группу, готова ли она и дождаться четкого ответа.

11. «Магнит»
Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея» присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены, можно смотреть на отношение группы к человеку «магниту».

Игры на снятие напряжение в группах мальчик-девочка

(все упражнения следует проводить крайне осторожно, чтобы не скатиться на пошлость!!!)

1. «Апельсин»
Передать апельсин подбородком по кругу не касаясь руками.

2. «Спичечный коробок»
Надеть крышечку от спичечного коробка на нос следующему и далее по кругу не касаясь руками.

3. «Спичка»
Передать по кругу спичку, зажатую в зубах. (Спичку можно укорачивать до бесконечности).

4. «Карта»
Берется игральная карта. Человек прикладывает карту к вытянутым губам и вдохом «присасывает» к губам и удерживает в таком положении. Карту следует передать следующему и далее по кругу, желательно, чередуя мальчик-девочка. Следующий этап — карта виртуальная.

5. «Веревка из одежды»
Все делятся на несколько групп. Hужно из имеющейся одежды связать веревку как можно большей длины. Та группа, у которой веревка окажется длиннее, побеждает.

Упражнения на экстрасенсорику

1. «Ладошки»
Люди в парах. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. (Hапример: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т.п.) Потом пары меняются. Hа обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.

2. «Телепатия»
Делается по парам. Человек, сосредоточившись, пытается передать напарнику несложный образ (например: закат). Обычно угадывание чужих мыслей действительно может происходить. Важно, чтобы в группе соблюдалась тишина.

3. «Сенсорика»
Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.

4. «Мышеловка»
Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки — мышеловка захлопывается. Их задача не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.

5. «Остановка рук»
У человека закрыты глаза. Hапарник постепенно приближает к нему руку. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать «Стоп». Вариант — напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать «Стоп».

6. Человек с закрытыми глазами. Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен назвать пол и постараться определить имя дотронувшегося.

7. Определить цвет на ощупь. Вариант: определить на ощупь край стола (рука в воздухе).

8. «Сколько нас?»
С закрытыми глазами (стоя на месте) определить сколько человек в зале и кто где находится.

Игра на честность

Все стоят в кругу. Ведущий в центре производит различные движения и жесты, остальные должны их быстро повторить. Тот, кто ошибся — переходит на другую сторону круга.

Специально это не отслеживается. Ведущий пытается специально запутать игроков. Потом правила могут поменяться: надо изобразить зеркальное отражение движения водящего. После игры проводится разговор о честности: что игра была для того, чтобы человек осознал для себя, честен ли он. Hе надо скрываться, надо быть таким, какой ты есть.

Тренинг на снятие агрессии

1. «Пара ласковых»
Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на него самого.

2. «Рисунок»
Hарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

3. «Фигура»
Сидя в кругу, участники составляют фигуру из всего агрессивного, плохого, что есть в группе. «Hа общее дело» идут клыки, зубы, когти и т.д. по кругу. (Или качества для старших). Затем одновременным нажатием «кнопок» на ручках стульев фигура отправляется в космос.

Веселые игры к детским праздникам

Для детей всякая вещь, сделанная самостоятельно — чудо. Приобщить к этому чуду родители могут даже самых маленьких детей. Например, пока вы возитесь на кухне, вырежьте из картофеля или моркови штампик, разведите гуашь одного-двух цветов и достаньте большой лист бумаги — ребёнок из него сделает отличную обертку для подарка. Если вы сделали тесто для печенья — пусть вырезает из него фигуры формочками, украшает каждое печенье, накалывая рисунок вилкой. Ребёнок и сам может «построить» сладкий торт — дворец с мармеладными башенками, зефирными балконами, с разноцветными фонариками — чупа — чупсами в саду. Стены дворца лучше всего возводить из обыкновенного печенья, скрепляя «кирпичи» сгущенкой. Шоколадное и фруктовое драже послужит отделкой. Из белого зефира можно вырезать белых лебедей, которые плавают перед входом во дворец в озере — желе. Фрукты тоже могут натолкнуть ребенка на интересную идею.
Комнаты украшены, угощение готово, можно приглашать гостей. И маленькие, и взрослые участники праздника с удовольствием оторвутся от застолья, чтобы принять участие в организованных вами развлечениях. Попробуйте некоторые из этих «рецептов веселья».

1. «Воздухобол»
Воздушные шарики — это идеальные «мячи» для комнаты. Простое развлечение: щелчками удерживать шарик в воздухе. Делают это все одновременно, а поэтому задание не из простых. Чтобы не перепутать шарики, они должны быть разного цвета.

2. «Наматывай скорей»
Для игры нужно заготовить две катушки и нитки длиной 3 — 5 м. На середине нитки делается отметка — краской или узлом. Играющие становятся друг против друга, держа в руках по катушке таким образом, чтобы нить была туго натянута. По команде начинают быстро наматывать нитку на катушку, все время приближаясь друг к другу. Выигрывает тот, кто первым дойдет до середины нитки.

3. «Поросята»
Для этого конкурса приготовьте какое-нибудь нежное блюдо — например, желе. Задача участников — съесть его как можно быстрее с помощью спичек или зубочисток.

4. «Шпаргалки»
Для игры нужны два и более участника. Им выдается по рулону туалетной бумаги. Это и есть шпаргалки. Задача участников — спрятать все это по карманам, за шиворот, в брюки, в носки по маленьким кусочкам. Кто первый, тот и победитель.

5. «Мумия»
Из туалетной бумаги получится великолепная «Мумия». Вызывается две или больше пары добровольцев. Один из игроков в каждой паре — «мумия», а второй — «мумиатор». «Мумиатор» должен как можно быстрее обмотать «мумию» «бинтами» из туалетной бумаги.

Игры в хороводе понравятся и детям, и взрослым. Некоторые из таких игр способны заменить традиционные танцы.

6. «Гусеница»
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.

7. «Паровозик»
Все становятся паровозиком и начинают двигаться вперед под музыку. Ведущий резко выключает музыку, все должны остановиться. Кто при этом «сбил» впереди идущего или оторвался от всех, тот выбывает. Для удобства ведущих может быть двое: тот, кто отвечает за музыку, и тот, кто ведёт «паровоз». Чем больше народу — тем лучше. Без свалок не обходится. Главное — правильно подобрать музыку и не делать равномерных интервалов между выключениями.

8. «Утки — гуси»
Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит «утка» или «гусь» (вразброс, «утка» сказать большему числу игроков). Затем объясняет правила игры: «Если я сейчас скажу: „Гусь“ — то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если „Утка“, то игроки, которых я назвал „Уткой“, поджимают обе ноги». Догадайтесь, что получится.

9. «Яблоко»
Выбирается один ведущий, а все остальные становятся в очень тесный круг (плечом к плечу). Причем руки игроков должны находится сзади. Суть игры: нужно незаметно передавать за спинами яблоко и при каждом удобном случае откусывать от него по кусочку. А задача ведущего — отгадать, в чьих руках находится яблоко. Если ведущий отгадал, то пойманный им игрок становится на его место. Игра продолжается до тех пор, пока не съедено яблоко.

10. «Цыпочки»
Это — итальянская игра. Играют шесть — восемь человек. Один игрок — продавец, другой — покупатель. Остальные садятся на корточки и руками охватывают колени. Они цыплята. Покупатель подходит к продавцу и спрашивает: «Есть в продаже цыплята?» — «Как не быть, есть». — «Можно посмотреть?» — «Пожалуйста». Покупатель заходит сзади цыплят и по очереди дотрагивается до них: «Этот мне не нравится, слишком стар», «Этот жилистый», «Этот тощий». И, наконец, коснувшись выбранного цыпленка, говорит: «Этого я куплю». Продавец и покупатель поднимают цыпленка за оба локтя в воздух, раскачивают и говорят: «Ты хороший цыпленок. Не расцепляй рук и не смейся». Если выбранный цыпленок начнет улыбаться или смеяться или расцепит руки, он выбывает из игры.

11. «Мартышки»
Ведущий говорит слова: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3, — все с гримасами замри!» Игроки повторяют всё за ведущим.

Чередуйте шумные забавы со спокойными, но смешными играми

12. «Чепуха»
Очень известна и вечно молода игра «Чепуха». Перед каждым участником — листок бумаги. Ведущий задает вопросы, на которые надо ответить: кто, когда, где, что делал, что видел, что сказал?.. Вопросы могут быть и другими — главное в том, что, ответив на вопрос, надо передать свой листок соседу слева (при этом верхний край листка заворачивают, чтобы нельзя было прочесть написанное). В свою очередь сам ты получаешь листок от соседа справа. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает получившееся. Иногда получается действительно чепуха, а иногда — просто умора.

13. «Тайны круга»
Игроки должны превратить заранее нарисованный ведущим простой кружок в рисунок. Побеждает игрок с самым интересным рисунком.

14. «Смени руку»

Игрокам предлагается попробовать нарисовать или раскрасить что-то, но левой рукой, а кто левша — правой.

15. «Жмурки»
Один из вариантов: игроки рассыпают разные предметы по полу, запоминают, где что лежит, и пытаются собрать с закрытыми глазами как можно больше предметов в свою корзину, играть можно парами, в этом случае, каждый «зрячий» руководит действиями напарника. Можно усложнить задачу — каждая команда должна собирать предметы своего цвета (например, кубики)

16. «Ленивый медведь»
Строить берлогу — уже очень интересно: поверх стола или большого картонного ящика набрасывается одеяло или банные полотенца, внутри с помощью подушек устраивается логово. Один из детей изображает медведя, который прячется в этой берлоге, и громко рычит, храпит или поет. Игроки пытаются выманить медведя криками: «Выходи медведь, поиграй с нами», играют на перевернутой кастрюле, поют и танцуют — пока медведь не выйдет наружу. Тогда в берлогу отправляется другой ребенок.

17. «Общипанная курочка»
Один ребенок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, и он начинает бегать. Другие игроки «общипывают» курочку «, сдергивая прищепки. Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз сам становится курочкой.

18. «Дикая прыгающая змея»
Дети усаживаются на пол друг за другом, раздвинув ноги и тесно прижимаясь друг к другу. Каждый крепко держит впереди сидящего. Самый первый изображает голову змеи: по его команде змея начинает подпрыгивать, продвигаясь вперед, так, чтобы игроки не отрывались друг от друга. Если все все-таки повалились, «головой» становится следующий — по возрасту ребенок (начинают с самого маленького).

19. Ведущий подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, можно смеяться, коснулся пола — все должны замолчать с серьезными лицами (или застыть в определенной позе). Кто не выполнил — выбывает из игры, остается самый внимательный.

20. «Веселый хоровод»

Мы играем, веселимся, в хороводе мы кружимся. А теперь без промедленья повторяем все движенья.
Во время речевки все идут хороводом, затем останавливаются и повторяют жест, который показывает ведущий. Затем снова идут под речевку и смотрят на жест. Повторяют предыдущий и новый и т. д. Все время повторяются предыдущие жесты и добавляется новый (так 5-7 раз). Варианты жестов: два хлопка в ладоши перед грудью, два щелчка пальцами, два удара кулаками в грудь, два взмаха растопыренными пальцами, когда кисти рук приставлены к носу (жест «нос Буратино»), два оттягивания руками собственных ушей, два высовывания языка с поворотом головы (соседу справа и слева), два кручения пальцем у виска, два шлепками обеими ладошками по собственной попе и т. д.

21. «Сиамские близнецы»

Шикарная игра для детей и взрослых. Выбираются два участника. Они должны взяться за руки. А теми руками, которые остались свободны, им надо выполнить какое-нибудь задание. Например, несколько раз сложить лист бумаги или завернуть бумагу в подарок и затем перевязать его ленточкой, завязать бантом легкий шарфик и тд.

22. «Карлики и великаны»

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет «карлики» все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны», все должны встать. Кто ошибется — выходит из игры. Ведущий намеренно подает неправильные команды, например «Кастрюли! Валенки! Ворота!» Победитель — игрок, оставшийся последним.

Тихие игры

1. «Буквы»
Игра для двоих-пятерых игроков. В этой игре, как нетрудно видеть, требуется некоторая честность (ставить буквы сразу, а не держать в уме, чтобы после, зная новые, поставить старые более удачно). Поэтому, в частности, лучше запретить поправки и помарки. Еще, наверное, можно ввести в игру ведущего, который будет всех проверять, но ему, вероятно, будет скучновато. Таким ведущим может быть взрослый, или игроки могут выполнять эту обязанность по очереди. Каждый игрок рисует свой квадрат (5×5, 6×6), в который он будет вставлять буквы. Буквы называются всеми игроками по очереди. Каждую названную букву каждый игрок пристраивает в свой квадрат по своему разумению, слова при этом может вообще не получиться, но можно строить наполеоновские «планы на будущее», которые при небольшом числе игроков реализовать не так трудно. Cлова должны читаться только по вертикали и горизонтали и все в одном направлении, скажем, справа налево и сверху вниз. Очки считаются, когда квадраты заполнены до конца (проставляя последние чужие буквы, часто тоже не удается создать слова) За каждое слово начисляется столько очков, сколько букв в этом слове.

2. «Балда»
Игра развивает словарный запас. Требует реквизит — ручку и бумагу. Рисуется квадрат. Как правило, 5×5, но и другие размеры (6×6, 7×7) допустимы. В среднем ряду пишется слово, занимающее весь этот ряд. Далее играющие по очереди добавляют буквы на поле, так, чтобы составлялись новые слова. Слова могут читаться в любом прямом направлении. За добавленную букву начисляются очки — столько, сколько букв в новом слове. Игра заканчивается, когда все поле заполнено, либо ни один из игроков не может придумать новое слово. _Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

3. «Быки и коровы»
Логическая игра для двоих участников. Цель игры — отгадать четырехзначное число. Все числа и результаты необходимо записывать, иначе очень просто запутаться. Один из участников загадывает четырехзначное число. Цифры в нем повторяться не должны. Второй участник называет четырехзначные числа, цифры в которых также не должны повторяться, стремясь угадать число первого участника. Результат отгадывания выражается в условных единицах — Быках и Коровах. Бык — цифра входит в число и стоит на своем месте. Корова — цифра входит в число, но находится не на своем месте. Для придания «спортивности» игре количество ходов можно ограничить десятью, но и без такого ограничения игра остается интересной.

4. «Быки и коровы со словами»
Вариант игры в быки и коровы, только отгадывать нужно не число, а слово. О количестве букв в загадываемых словах (как правило, пять или шесть) и о том, могут ли они повторяться, участники договариваются заранее. Играть с разрешенными повторами сложнее. Один из участников загадывает слово. Отгадывающий называет любое слово. Количество букв и повторов букв в этом слове не ограничено. Загадывающий сообщает о результате. Результат выражается в Быках или Коровах. Бык — буква стоит на своем месте, Корова — буква в загаданном слове есть, но стоит на чужом месте. При подсчете результата каждая буква считается столько раз, сколько она есть в слове, названном отгадывающим. В случае, если в загаданном слове есть повторяющиеся буквы, результат считается и на каждую из них отдельно. (Так, если в загаданном слове есть две буквы «А», а отгадывающий назвал слово с тремя буквами «а», и ни одной другой правильной буквы не было, результат будет — 6 коров. Если обе буквы стоят на своем месте — 4 коровы, 2 быка)

5. «Вожжи»
Игра на листе бумаги для двоих участников. На листе ставятся несколько точек, которые нумеруются в произвольном порядке. Игроки по очереди тянут «вожжи» (кривые линии) от одной точки к другой по порядку нумерации так, чтобы линии не пересекались и не касались. Игрок, который не смог провести линию, получает очко. Выигрывает набравший меньше очков.

6. «Гребешок»
Игра со словами для любого количества участников. Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «к», «л», «т». Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее. Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные. Усовершенствуйте эту игру самостоятельно.

7. «Да-нетки»
Вы знаете, что это такое? Нет? Попробуйте догадаться. Да-Нет-ки. Так понятнее? Ладно, не буду Вас мучить. Данетка — это особый вид головоломки, в которой описана некая странная ИЛИ необычная ситуация. Как правило, четкий вопрос в данетке не задается, необходимо просто выяснить детали случившегося ИЛИ устранить необычность, странность ситуации. Чем больше странностей в данетке, тем она лучше, таким образом, разгадывание данеток учит не пренебрегать даже самыми, казалось бы, нелепыми предположениями. В этом плане весьма верно английское название данетки — lateral thinking puzzle (что-то вроде «головоломки для нестандартно мыслящих», или «головоломки для мыслящий боком», если переводить дословно). Мне неизвестно кто и когда придумал этот вид головоломок, однако одним из наиболее известных автором данеток является Пол Слоан (Paul Sloane), практически все его данетки стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и русский. Та

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: