Художественно-эстетическое воспитание в семье - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 141
  • Скачиваний: 1

«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Самое страшное в человеке, в ребёнке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Поэтому в программе воспитания и обучения  в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства, с окружающей действительностью, воспитание любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетическое воспитание важно осуществлять непрерывно как в стенах детского сада, так и вне их. Поэтому родители, семья играют в эстетическом воспитании ребёнка важную роль.

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.   В связи с этим  первая задач семьи, если дело идёт об эстетическом воспитании ребёнка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребёнку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая весёлую песенку. Как часто мы слышим от  ребёнка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание. Ребёнок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребёнка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание  наблюдательности, развития умение видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости.    Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

Одной из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различие и сходство с другими, хорошо знакомыми ему предметами.

Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребёнку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с лёгкими белыми облаками. Обрати внимание на листочки осины: осенью они совсем тёмно-красные, у берёзки золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как  красивы все эти оттенки красивы вместе в осеннем лесу».

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Эстетическую восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребёнка бережней к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.

Большое значение для воспитания способности ребёнка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям.

То, что он сам путём сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей,  заставляет ребёнка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношения к окружающему.

Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивыми. Красиво то, что величественно и стройно, что строго и просто,  что тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т.д.

Большие возможности для развития художественно-эстетической восприимчивости даютзанятия по рисованию.

Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно как ненужному баловству, к его творчеству.

Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.

Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения,  овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.

Самое главное -  вовремя заметить эту тягу ребёнка к творчеству  и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всякое его поощрение, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством – всё это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего развития формирующейся личности ребёнка.

Консультация для родителей

Русские народные игры в семье

«Маленькие дети... играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выде­ляют главное: игра — естественное со­стояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н. К. Крупской, взгляды которой на сущность игры лег­ли в основу советской дошкольной педагогики.

«Для ребят дошкольного возраста иг­ры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изу­чает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, живот­ных».

«В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вер­нее глаз, развиваются сообразитель­ность, находчивость, инициатива. В иг­ре вырабатываются у ребят организаци­онные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать   обстоятельства и пр.»

Одним из средств создания положи­тельной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных кон тактов между взрослыми и детьми явля­ются народные игры. В них много юмо­ра, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прята­ние — поиск, загадывание — отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

В русских народных играх отража­ется исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-заба­вы с придумыванием нелепиц, калам­буров, со смешными движениями, жес­тами, «выкупом» фантов.  Шуткам и юмору, характерным для них, прису­щи безобидность. Они определяют педа­гогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партне­ров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем за­мечания, наказания.

Н. К. Крупская рекомендовала ис­пользовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организо­ванные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспи­тывают патриотические и интернацио­нальные чувства.

Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее обще­ние матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские за­бавы. Такое участие взрослых прино­сит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его дру­гом.

Наличие правил и требование их со­блюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способ­ствует укреплению эмоциональных кон­тактов между родителями и детьми.

В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего, в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого вре­мени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогул­ки, во время путешествия в поезде и т. п. Минимальное количество участников — от двух до четырех человек.

Предлагаю вашему вниманию не­сколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.

Узнай, кто

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирает­ся с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания — меняться дета­лями одежды (бант на голове папы), нарочито не узнавать игроков.

Молчаливое собрание

Описание игры. Играющие рассажи­ваются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово. Ос­тальные должны угадать. Игра прохо­дит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.

Указания к проведению. Каждый иг­рающий до тех пор изображает сказан­ное слово, пока все не догадаются.

Король в плену

Описание игры. Двое играющих по­очередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быст­рая рука схватывает медлительную, го­воря: «Король в плену».

Указания к проведению. Количество игроков всегда постоянно — два челове­ка. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.

Чепуха

Описание игры. Каждый игрок зага­дывает какой-либо предмет, например: башенный кран, самолет, бык и т. д. Выбранный водящий задает вопрос (каждому игроку — один), предпола­гающий действие, которое могло слу­читься с загаданным предметом.

1. — Чем ты сегодня умывался?

— Башенным краном.

2. — На чем летал?

— На облаках!

3.—Что ты утром съел?

— Самолет.

Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, стано­вится водящим.

Указание к проведению. Игру хорошо использовать в ситуациях, когда ак­тивная деятельность детей ограничена, например, во время путешествия в поез­де. Надо соблюдать правила: играю­щие могут отвечать только загаданным словом; водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.

Но зато я

Описание игры. Играющие становят­ся в круг и перебрасываются мячиком или платком, свернутым в узелок. Бро­сающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов:

«Я не...» Отвечающий, ловя мяч или платок, должен ответить: «Но зато я». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам.— Но зато я». Игрок, не успев­ший ответить или не поймавший мяч (платок), платит фант.

Указания к проведению. Игру можно организовать как на лесной поляне, так и дома. В ней участвуют не менее трех человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки.

При выкупе фантов участники игры могут придумывать различные зада­ния: повторить скороговорку, прочи­тать стихотворение, попрыгать на одной ноге и т. п.

Передизы

Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выпол­няет какое-либо движение, а все играю­щие должны его повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.

Указания к проведению. Игра может быть использована при организации, детских праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.

Молчанка

Описание игры. Перед началом игры все участники произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

После того как сказано последнее слово, все должны замолчать. Веду­щий старается рассмешить играющие забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведуще­му фант.

Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотраги­ваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеется или заговорит.

Холодно - горячо

Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные пря­чут какой-либо предмет. Затем играю­щие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спря­танную вещь. Если ведущий приближа­ется к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».

Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепьяно, сильным или слабым звоном колокольчика.

После того как предмет найден, выби­рается новый водящий.

Указания к проведению. Игра прово­дится, как правило, дома. Но можно предложить ее ребенку и в пути, напри­мер в поезде. Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди.                                                                                                                    «В углы»

Цель: Укрепление эмоциональных контактов между взрослыми и детьми. Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Описание: В эту игру можно играть всей семьей. Четверо играющих стоят по углам, а один в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – он выбывает из игры. По народному календарю эта игра может проводиться в новогодние праздники.

«Змейка»
Цель: Объединение взрослых и детей в семье, сплочение семьи. Создание положительного настроения.

Описание:В эту игру можно играть объединившись с другими семьями. Игроки берутся за руки, образуя круг. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, преодолевая разные препятствия, закручивая змейку вокруг крайнего игрока, затем раскручивая. Ведущий подает сигнал, после которого все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку. Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась.
«Золотые ворота»

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной атмосферы. Воспитание организаторских умений детей. Учить детей соблюдать правила игры.
Описание: Выбирают двух игроков (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Затем в «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: