Тема: «Хлеб-главное богатство Казахстана»
Цель: Уточнить представления детей о выращивании хлеба, о том , что хлеб нужен
каждому человеку.
Рассказать о труде хлеборобов и кто им помогает.
Закрепить знания детей о последовательном этапе в выращивании хлеба.
Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий,
связанных с получением хлеба.
Развивать связную речь, мышление.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
учавствующих в его выращивании и производстве.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картин о хлебе, беседа, объяснение слов: сеялка, сеяльщик, комбайнер, размолоть, обмолотить, бункер, элеватор.
Оборудование: Набор картин по теме: «Откуда хлеб пришел», зерна пшеницы, ржи,колоски пшеницы, мука, ломтики белого и черного хлеба, каравай.
Мотивационно-побудительный этап
На доске картины с изображением основных этапов работы хлеборобов по выращиванию зерновых культур.
Загадка Рос сперва на воле в поле он,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна –в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он ... (хлебом)
-Давайте поговорим сегодня с вами о том, кто потрудился, чтобы хлеб был на столе в каждом доме.
Организационно-поисковый этап
-Скажите, ребята, сколько надо выпечь хлеба, чтобы накормить всех людей? Где выпекают хлеб? (на хлебозаводах, в хлебопекарнях)
-А из чего пекут хлеб? (из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар)
Но главный продукт –это мука. Хлеб бывает белый и черный (показать)
-Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (его выпекают из разной муки)
Белый хлеб –из пшеничной муки, а черный –из ржаной.
-Откуда же берут пшеничную и ржаную муку? (из пшеницы и ржи-показать)
-Взгляните-это зерна пшеницы, а это мука. Есть разница?
Значит, чтобы получить из зерен муку, что нужно сделать? (размолоть)
Добыть из колючих колосков-обмолотить их, и получить муку.
Посмотрите на эту картину и скажите, что вы здесь видите? (как трактор проводит снегозадержание) С помощью машины-снегопаха, прицепленной к трактору, сгребают снег в валки.
-Почему люди заботятся о том, чтобы на полях было много снега?(когда придет весна, солнце согреет землю, снег расстает, будет многовлаги, в которой нуждаются растения).
А что дальше происходит, расскажите сами.
1 ребенок. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами,
Пашут черный чернозем. (показ иллюстрации)
-Человек, который работает на тракторе называется тракторист. У него много работы. Надо поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.
2 ребенок . На широкие долины,
Выйдут новые машины.
Глянь в открытое окно,
Сеют сеялки зерно. (показ иллюстрации)
-К тракторам прицепляют сеялки, а люди, которые ими управляют называются сеяльщиками.
3 ребенок. Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля.
И удобрит и подлечит,
Летчик с воздуха поля.
-Когда зазеленеют поля, появляются сорняки. Помогает в этом авиация. С самолета посевы опрыскивают жидкостью, от которой погибают сорняки и вредители-насекомые.
4 ребенок. Солнце греет, ветер веет,
Хлеба поспевают.
На комбайне комбайнер
В поле выезжает.
-По хлебному полю идут комбайны. Они скашивают рожь, пшеницу и сразу же обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает машина грузовая и зерно ссыпается в кузов.
5 ребенок. Хлеб созрел, но к нам на стол,
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазин,
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину,
И спешит на элеватор.
-Комбайны работают, а машины с зерном идут на приемный пункт, там зерно взвешивают, просушивают на зернотоке. Потом отправляют на элеватор.
Воспитатель: Элеватор-это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там оно хранится очень долго.
6 ребенок. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Богатырь муковоз,
На завод муку привез. Зерно поступает на мельницу, там мелют в муку, а муку отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб, а в магазинахмуку покупают все, кто захочет печь булочки, пироги.
-Значит, ребята, чтобы вырастить хлеб, нужно много трудиться.
О труде хлебороба все колосья поют,
Значит это особый, замечательный труд.
-Ребята, есть очень много пословиц и поговорок о труде. (дети рассказывают)
*Хвала рукам, что пахнут хлебом.
*Что летом уродиться, все зимой пригодиться.
*Хочешь естькалачи-не лежи на печи.
*Труд человека кормит, а лень портит.
А еще в народе говорят: «Хлеб -всему голова» Это значит человек может обойтись без многого, а без хлеба-не сможет.
У народа есть слова:
«Хлеб-всей жизни голова»
Славиться он первым на земле,
Ставиться он первым на столе.
Рефлексивно-корригирующий этап
(Выходят 4 детей, у воспитателя в руках каравай хлеба)
1 ребенок. Вот он хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
2ребенок. В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
3ребенок. Ведь не сразу стали зерна,
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
4ребенок. С огурцом, или с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил,
Тратил тот, кто хлеб растил.
Воспитатель: Мне до земли поклониться хочется,
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд-его имя,
Мир-его отчество,
И для народа он самый родной.
Хлебом клялись, за хлеб умирали,
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится;
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить не стал,
Ты человеком быть перестал»
Воспитатель благодарит детей за рассказы, стихотворения , разрезают каравай для угощения детей.