Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)
Цель урока: повторение, обобщение полученных знаний по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными», «Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» - умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Ход урока.
I .Разминка.
1.Задание ОГЭ 3
Продолжите фразеологизмы. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».
- На краю…….
- буря в…….
- намылить…..
- кусать…..
- зуб на зуб ….
- как две капли…..
- крокодиловы…..
- кисейная…..
- ждать у моря….
- принять за чистую…..
- овчинка…..
- проще пареной….
- обвести вокруг……
- как бельмо……
- не в бровь……..
- сулить золотые…..
- работать засучив…..
- свежо предание…..
- слово не……
- на сон…
- счастливые часов……
- «Кто правильнее?» Задание (с комментарием) ОГЭ 12.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. |
Мне с самого начала, (1) как только я занялся похоронами,(2) не понравилось указанное в присланном образце официально-казенное обращение: «Гр-ке…» Третье или четвертое извещение,(3) которое я заполнял,(4) адресовывалось в Костромскую область матери моего друга Серёжи Защипина Евдокии Васильевне,(5) милой и радушной сельской фельдшерице. Я её знал: дважды она приезжала в училище и баловала нас редким по военному времени угощением, (6) сдобными на меду домашними лепешками,(7) и всё звала меня после войны к себе в гости,(8) на Волгу. (Ответ: 1,2,3,4 или любая другая последовательность этих цифр) II. Карточки. Работа в парах. Задание ОГЭ 8.11 Карточка1. Укажите количество грамматических основ. 1. Сима не знал, куда деться, он страдал. 2. Живо сообразив, какая получится неприятность, если подполковник застанет и часового, и комбата спящими, я с лихорадочной быстротой оделся, натянул сапоги и, на ходу поправляя и одёргивая ещё влажные местами гимнастёрку и шаровары, во весь дух помчался к деревне. 3. Неизвестно, чем кончилась бы вся эта история, если бы не пронёсся слух, что Пантелеев выпущен из изолятора. 4. Он ответил, что лебедь, наверное, был тоже ранен, и, пока силы не оставили его, он летал, а потом разбился о воду. 5. Я люблю её, я люблю этот родимый запах, поэтому я обнял её, широко раскинув руки, чтобы побольше захватить необъятного её лица. 6. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять. 7. Пусть у тебя живет, если хочешь. 8. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. 9. Ваня свил себе из верёвки настоящий пастушеский кнут, сделал для своего Серко верёвочный повод, и после полуночи, ближе к рассвету, трое разведчиков – в их числе и Ваня со своей клячей – без особого труда перешли линию фронта. 10. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями. ОТВЕТЫ: 1 -3 2-3 3-4 4-4 5-4 6-3 7-2 8-2 9-2 10-3 Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений. 1. Пойдём с нами плотины строить! 2. Я за это отвечаю. 3. Старуха эта была почти слепа. 4. И мне вдруг стало стыдно. 5. Всё съела? 6. А принесёшь оленёнка-то, дедко? 7. Очень он ему нужен, компас-то! 8. С подвозом продовольствия стало очень плохо. 9. Лучшего проводника и не придумаешь. 10. Евгенья, снимай иконы! |
III. Повторение задания ОГЭ 13
Для выполнения задания 13 тексты выводятся на доску. Работу можно выполнять в парах или с взаимопроверкой, сильные ученики могут графически на доске продемонстрировать свои умения.
1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи. (Яковлев Ю.)
2) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.
1)Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту болотистую, труднопроходимую местность. (2) Ему поставили задание, которое заключалось в том, что пастушок должен был идти впереди разведчиков, показывая дорогу и предупреждая об опасности. (3) Какому немцу, встретившему мальчика у себя в тылу, могло прийти в голову, что этот заросший, нечёсаный, босой, с холщовой торбой деревенский пастушок – неприятельский разведчик? (4) В таком виде Ваня мог пройти куда угодно, не возбуждая никаких подозрений. (5) Лучшего проводника и не придумаешь. (6) Для того чтобы Ваня ещё больше походил на пастушка и не имел подозрительного вида человека, шатающегося в немецком расположении без дела, была придумана лошадь, якобы убежавшая и теперь найденная. (Катаев В.)
3) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) –Это Мишка поджёг, поджёг да ушел, ага! (2) –Цыц, пёс,- сказала бабушка, толкнув его к двери так, что он едва не упал. (3) Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, как за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (4) В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного пути. (5) Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гвоздями (6) По тёмным доскам сухой крыши, быстро опутывая её, извивались золотые, красные ленты. (Горький М.)
- Работа в парах над заданием ОГЭ 13. Определить вид подчинения, сделать записи в тетрадях.
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
Запись в тетрадях:
последовательное – 1,3
параллельное – 5
однородное – 2,4
- Самостоятельная работа. Анализ текста.
1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу. (3) В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!
Задания:
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное распространённое согласованное определение.
3.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.
4.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
5.Определите количество грамматических основ 1-го предложения
6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»
7.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
8.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
9.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление».
- Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ
- Что повторили?
- С каким заданием возникли сложности?
- На что обратить внимание на следующем занятии.