Где живут звуки?
Музыкальный руководитель Мурзина С.В.
Музыкальный руководитель Евстегнеева Г.Н.
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры со звуками. Откуда же берутся звуки: вот жалобно мяукает котенок, тонко посвистывает ветер, за окошком таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина. А маленькому человечку каждый такой звук может звучать как «музыка»
Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков»,«хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»?
А если бы вы были художниками, каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?
Игра на музыкальных инструментах и проведение опытов со звуками - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному творчеству. Ведь в центре внимания у нас находится ребенок, оригинально мыслящий, предлагающий неожиданные ответы и решения, наблюдательный, быстро реагирующий на все новое, неожиданное. А игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо». Игры звуками – это творчество - исследование. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки. Тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Наслаждаясь разнообразием звуков, которые нас окружают, мы не будем забывать, что одной из причин нарушения речи, нарушения звукопроизношениия у младших дошкольников является нарушение фонематического слуха. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи.
Наше путешествие по волшебной стране мира звуков закончилось, мы теперь знаем, что звуки живут в комнате, на улице, на природе, у нас в голосовых связках, и даже в самых необычных предметах - звук живет везде, только нужно прислушаться. Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства.
Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.
Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.