Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 177
  • Скачиваний: 20

Класс: 10

Тема урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материалом

Цель урока: раскрыть роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя приемы сравнительной характеристики двух литературных героев: Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Метапредметные результаты образования:

Регулятивные

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Познавательные

–  поиск и выделение необходимой информации;

– структурирование знаний (составление сравнительной таблицы);

–  рефлексия

Коммуникативные

– полное и ясное выражение своих мыслей;

– комментирование и аргументирование своих наблюдений

Личностные

– умение применять сопоставительный анализ при работе;

– воспитание интереса к предмету;

– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества при групповой работе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. 

Проверяют готовность рабочих мест.

2.

 

 

 

 

Письменный ответ на вопрос

2-3 мин

 

 

 

 

 

Ответы учащихся и выводы

            1-2 мин

 Роман И.А. Гончарова «Обломов» обладает особой притягательной силой для читателя, открывая нам сложный, противоречивый мир литературных героев.

На прошлом уроке мы сопоставляли образы Ильи Обломова и Андрея Штольца.

Подумайте, близки эти герои или противопоставлены друг другу?

 Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы? Почему?

Предварительно определим лексическое значение слов антипод и двойник

Словарная работа.

Антипод - человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Промежуточный вывод

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя, но этого так и не произошло.

Обломов и Штольц – герои-антиподы, гармонично дополняющие друг друга.

 

Ответы учащихся на листочках.

 

 

 

Подведение итогов.

3. Тема урока.

Цели и задачи урока.

2- 3 минуты

Как вы считаете, есть ли в системе образов романа подобная пара? Кого можно сопоставить и противопоставить друг другу?

(Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына)

Перед нами два женских образа - Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Попытайтесь сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока

Верно, сегодня на уроке нам предстоит сопоставить женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя при этом приемы сравнительной характеристики, поэтому тема урока будет звучать так:

Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Запишите тему в тетрадь.

          Выход на тему урока:

Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».

                 Цели урока:

1. Сравнить два женских образа, выявив общие и отличительные черты.

2.Выяснить, как раскрылся характер Обломова во взаимоотношениях с каждой из героинь.

    Запись темы урока в тетрадь.

4. Новая тема

4.1. Первая учебная ситуация

         2-3 минуты

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Давайте определим критерии, по которым можно сопоставить героинь друг с другом.

Промежуточный вывод

Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову.

 

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

1. Внешность

2. Социальное происхождение

3. Внутренний мир. Интересы

4. Как любит героиня?

5. Что дала герою эта любовь?

Приготовьте в тетради таблицу для сравнительной характеристики героинь.

Критерии

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

     

4.2. Сравнительная характеристика

Ольги Ильинской и АгафьиПшеницыной (групповая работа )

      5-7 минут

Мы определили с вами критерии для сравнительной характеристики героинь.

В течение 5-7 минут каждая группа должна, опираясь на текст романа, найти необходимые цитаты для характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, сопоставить их и прийти к выводу, похожи или противопоставлены героини.

Работа в группах по каждому из параметров сравнения героинь.

4.3.

Выступления учащихся

      15 минут

(5 выступлений

по 3 минуты каждое)

Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров?

Как выглядит Агафья Пшеницына?

 Промежуточный вывод

Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами.

Ольга: "...ей двадцать лет... "

"...прекрасное лицо Ольги..."

"...с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей..." "...умные серо-голубые глаза..."

Агафья :" ...Ей было лет тридцать... " "...У ней простое, но приятное лицо..." "...Она была очень бела и полна в лице... " "...руки белые, но жесткие..."

Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества

Что можно сказать о социальном происхождении героинь?

Промежуточный вывод

Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами.

Ольга - молодая состоятельная дворянка, помещица: "...небольшого имения Ольги...»
Агафья - бедная дворянка, вдова: "...Она бедная вдова..."

Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни.

Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы?

Промежуточный вывод

Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга читает книги: "...вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она..."

Агафья не читает книги: "...– А читаете что-нибудь?     Она поглядела на него тупо и молчала..."

Ольга часто бывает в театре: "...Она ехала и во французский спектакль..."

Агафья не бывает в театре: «..– И в театре не бываете?     – [...] Когда мне?»

Ольга знает французский: "... французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских..."

 Агафья плохо пишет по-русски: "...она подписала криво, косо и крупно..."

Ольга красиво поет: "...вот голос, вот пение!.."

Агафья вкусно готовит: "...кушанье такое вкусное, подано чисто..."

Ольга - умная женщина: "...У ней, в умненькой, хорошенькой головке..."

Агафья - глуповатая женщина: "...Она тупо выслушала и тупо задумалась..."

Ольга - задумчивая девушка: "...прибавила она задумчиво..."

Ольга - умная, разносторонняя девушка, Агафья - женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами.

Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному.

В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову?

Промежуточный вывод

Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы.

Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины.

Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения.

Любовь Агафьи  самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе.

Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви.

Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь?

Промежуточный вывод

Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя.

Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

5. Обобщение

Две женщины

 

 

 

Обсуждение

3-4 минуты

В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи?

Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство.

Промежуточный вывод

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие.

Какую роль в судьбе  героинь сыграл Обломов?

 

Промежуточный вывод

Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне.

В основе их сопоставления лежит прием антитезы.

Сходство:

1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

2.Естественность, простота, отсутствие жеманства

3. Обе неравнодушны к Обломову.

Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её.  Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной  и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.

Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца.

 

 

 

 

 

 

          1-2 минуты

Нам удалось найти точки соприкосновения в описании Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, но мы не ответили на самый важный вопрос: зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует.

Как женские образы романа помогают раскрыть суть явления «обломовщины»?

 

Запись вывода в тетрадь

Образы героинь «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины.

Ответы учащихся

(Выход на понятие «обломовщина»)

Героини-антиподы должны были помочь передать губительность «обломовщины» как явления.

Ответы учащихся

Ольге хотелось  участвовать  в  общественной жизни, много знать.

Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием.

7. Рефлексия

Д/з

 

1-2 минуты

В ходе сегодняшнего обсуждения и сопоставления женских образов романа у вас, наверняка, сложилось своё отношение к каждой из героинь и её роли в жизни Обломова.

В качестве домашнего задания вам предлагается сравнить высказывания критиков об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной и подготовить письменный доказательный ответ на вопрос:

«Какая позиция вам ближе и почему?»

 

Учащиеся получают распечатки с высказываниями критиков.

И. Ф. Анненский: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Обломов… был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь».

Н. А. Добролюбов: «Ольга представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… от нее можно ожидать слóва, которое сожжет и развеет обломовщину».

Д. И. Писарев: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой г. Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании».

А. В. Дружинин: «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его [Обломова] вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину…»

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: