Жадность и хитрость - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 165
  • Скачиваний: 18

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга. Меня зовут Анастасия Денисовна. Я рада вас видеть сегодня. Садитесь.

Приветствуют, присаживаются.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Побуждение к формулированию темы занятия и построению плана достижения цели

. – Ребята, кто ответит, что такое беседа? 

- Как называются люди, которые участвуют в беседе? 

- Как должен вести себя собеседник? 

- Доброжелательно –  что значит?  Давайте будем все друг другу желать добра!

- А вам интересно узнать, о чем мы будем беседовать? Давайте отгадаем тему нашей беседы.

Давайте внимательно послушаем Егора и подумаем, о чем его стихотворение? Имя, прочитай

«Подъемный кран»

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий!

Никому его не дам –

Это мой подъемный кран!

-О чем стихотворение?

-Что такое жадность?

-Хорошо. Теперь послушаем другое стихотворение и обсудим. Имя, прочитай пожалуйста.

Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.

-Скажите, лиса какая?

-Что такое хитрость?

-Ребята, как назовем тему занятия?

-Когда несколько человек говорят на какую-либо тему

-Собеседники
- Выслушивать и не перебивать других, говорить четко, доброжелательно, не шуметь

-«добра желать».

-Да.

Читает стихотворение ребенок

 

 

 

 

 

-О жадности

-Когда человек ни с кем не делится, думает только о себе, о том, чтобы только ему было хорошо

Читает стихотворение ребенок

 

 

-Хитрая

-Изобретательность, ловкость, коварство, мошенничество.

Жадность и хитрость.

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух.

Основная часть

-Предлагаю вам прочитать текст и вместе обсудить его.

Василий Сухомлинский.
Жадный мальчик
      Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
      Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:
– Это ты хотел сто порций мороженого?
      Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
– Да… Если бы кто дал деньги…
– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.
       Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
       От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
–Что же делать? – думает мальчик.
       Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
       Съел еще две порции. Поплелся к школе.
       Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
       У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому-то?
       Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
        Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.

-Про кого эта сказка?

-Почему вы называете его жадным?

-Какие чувства и настроения у рассказа?

-Какие чувства и настроения у вас возникли к мальчику?

-Как бы вы поступили в данной ситуации?

-Что бы вы ему посоветовали?

- Молодцы! Как было бы хорошо и замечательно, если бы все жадные мальчики и девочки послушали ваши советы и пожелания.

Игра «Угадай эмоцию»

Практикант предлагает детям на слайде картинки с разными изображениями эмоций  - необходимо найти изображение жадного человека.

-Да,, ребята, если человек жадный, у него лицо приобретает такой вид - брови у него нахмуренные, рот крепко сжат, глаза сердитые.

-Скажите, пожалуйста, что будет противоположностью жадности?

-Подумайте и скажите, что по вашему мнению означает слово «щедрость»?

-Ребята, предлагаю вам из слов составить пословицы о щедрости. Работайте в паре.

1. Посеешь, что, то, пожмешь

2. Рука, да, дающего, не, бедным, станет

3. Не, бедным, отдавая, станет, никто

4. Два, яйца, хозяев, приносят, щедрых, у, по, куры

5. Богат, тем, что, не, есть, тем, богат, а, рад, поделиться, чем.

-Поднимите зеленую карточку, у какой пары все пословицы получились так же. Желтую у кого отличались. Теперь мы с вами познакомились и с такими пословицами.

-Скажите пожалуйста, какой смысл во всех этих пословицах?

-Ребята, послушайте стихотворение.

Играют в песочнице детки

Танюша и Галя соседки.

Галя у Тани игрушки берет,

Сама же, простите, ей не дает.

Боится, что Таня сломает

Или в песке потеряет.

Танюше обидно, ведь ей же не жалко

Дать Гале и куклу, и шарик-пищалку,

И формы, и сито, и даже ведро,

Ведь вместе играть веселей все равно.

Коль щедрости Галя не ценит теперь,

То может стать жадиной Галя – поверь!

-Ребята, кто играет в песочнице?

-Почему Галя не дает игрушки Танюше?

-Почему обидно Танюше?

-Играть веселей по одному или вместе?

-Коль Галя игрушки не дает, то кем она может стать?

-Как бы чувствовала себя Галя, если бы с ней перестали все играть?

-Чтобы такого не случилось, как правильно нужно себя вести?

-Легко ли определить, жадный человек или нет?

1.Мальчик просит маму купить в магазине дорогую игрушку. Мама отказывается. Она жадная?

2.Человек идет по улице, подбегает хулиган, хочет снять шапку. Человек не отдает. Жадина?

3.Папа налил себе большую чашку чая, а дочке - маленькую. Пожадничал?

4.Один мальчик часто забывал линейку и на уроке все время просил у своего соседа по парте. Однажды тот отказался давать. Жадный?

5.Девочка сплела венок. Подошла подружка и попросила подарить. Девочка отказалась, но предложила научить подружку саму плести венки. Девочка жадная?

-А что такое бережливость? (Работа с толковым словарем)

Бережливость (также расчётливостьэкономность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.

Работа в группах.

- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.

- Согласны ли вы со мною?

- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.

Вопросы для анализа:

-Как выглядит жадный человек?

-К чему он может проявить жадность?

- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.

- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?

Блиц – опрос.

Ситуация 1

Тебе подарили очень красивую книжку. Тебе не терпится ее прочитать, но и твоя сестра или брат тоже очень хотят ее прочитать. Как ты поступишь?

Ситуация 2

В классе ребята собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень красивая игрушка, с которой ты уже не играешь. Но отдавать ее не очень хочется. Как ты поступишь?

Ситуация 3

У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время подходит твой одноклассник. Он смотрит и на тебя, и на конфету. Как ты поступишь?

Ситуация 4

Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?

Ситуация 5

У тебя дома есть остатки очень вкусного торта, который ты очень любишь. На всех членов семьи его не хватит. А тебе будет достаточно, чтобы ты мог вдоволь наесться. Как ты поступишь?

Тест на жадность.

- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Сегодня  предлагаем решить для себя: жадина ты или нет. Но не забывай: есть и третий вариант — «я очень хороший». Возможно ли это? Ты узнаешь, пройдя этот тест на жадность!

Вопрос № 1. родители купили тебе игру, о которой вы давно мечтали. Дашь ли ты своему другу, подруге поиграть в неё

 

А)Да, дам

Б)Вместе будете играть

В)Нет, нет не дам

Вопрос № 2. тебя пригласили в гости. С пустыми руками появиться неприлично, ты покупаешь:

 

А) то, что любит твой друг

Б) в супермаркете — все, что любишь сам,

В) символический тортик.

Вопрос № 3. Твой день рождения, друзья спрашивают что подарить:

 

А)да не важно, тебе главное, чтобы все пришли к тебе на твой день рождения;

Б) предлагаешь вместе зайти в магазин и выбрать, то, что хочешь сам;

В)вспоминаешь, что давно пора обзавестись сотовым телефоном

Вопрос № 4. Тебя не пригласили на день рождения. Ты думаешь:

 

А) наверное, его отмечают в узком семейном кругу, позвонишь — поздравишь;

Б) хорошо, что не купил подарок;

В) как жаль, у них всегда много вкусного приготовлено.

Вопрос № 5. тебя просят о чем – либо, охотно ли вы выполните просьбу:

 

А)да

Б) надо подумать

В) нет

Вопрос № 6. Кормишь ли ты зимой воробушков?

 

А) кормлю и первым, и вторым, и компотом;

Б) кто бы меня накормил — пусть клюют червячков

В) пусть летят на юг

Вопрос № 7. У тебя два одинаковых диска с игрой, один диск просит друг:

 

А)подаришь

Б)обменяешь на другой

В) продашь

     

Преобладают ответы А: ты вообще не жадный, более того, ты редкой души человек. К людям у тебя трепетное отношение, ты любишь людей. А твоим другом быть просто наслаждение.

Преобладают ответы Б: можешь успокаивать себя мыслью, что ты не жадный, а экономный.

Преобладают ответы В: Преобладают черты жадности.

Дети внимательно слушают учителя

-Про жадного мальчика

-У него было слишком много мороженного, он не стал делиться с товарищами

Ответы детей

Предположения

Смотрят картинки и ищут изображение жадного человека

-Щедрость                                           - добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим

1.Что посеешь, то пожнёшь.   2.Да не оскудеет рука дающего.                                  3.Никто не станет бедным отдавая.                                             4.У щедрых хозяев куры по два яйца приносят                              5. Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.

-Нужно быть щедрым

Дети внимательно слушают

Таня и Галя соседки             Боится, что потеряет и сломает                              Игрушки берет, а свои не дает                                         Вместе                                Жадиной                            Одиноко, подавлено     Делиться, быть щедрым

-Нет. Возможно, что у нее нет денежных средств

-Нет. Его хотели ограбить.

Нет. У них разный объём желудка

-Нет. Ему надоело делиться

-Нет. Она же хотела научить

Ответы детей

-Люди все разные и у всех разное мнение                             1) У жадных всего много Высказывания детей.                      2) У жадных нет друзей

-Предположения

-К деньгам,вещам,еде

Рассказы детей

(Ребенок вытаскивает карточку с вопросом и сразу на него отвечает).

Коммуникативные: -умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других;

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

Регулятивные: выполняют учебные действия в умственной форме, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

 

Рефлексия

-Быть добрыми, то есть творить добро, делиться не только какими - то вещами, но прежде всего вниманием, теплом и заботой; быть жадными к книгам, людям, новому!

-Ребята, чем мы с вами занимались на уроке?

-О чем мы с вами сегодня беседовали?

-Что нового вы узнали?

-Спасибо вам за активную работу на уроке. До свидания

 

 

-Беседовали

-О жадности, хитрости, щедрости

-Сказка, стихи, пословицы

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: