Русский язык очень богат фразеологизмами.
«Во фразеологии замечателен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи» ( А.И.Молотков).
В якутской школе с 5 класса начинается знакомство с фразеологическим словарем русского языка, умение группировать их по разным признакам ( по значению, грамматической форме, лексическому составу и т.д.). Изучение данной темы входит в раздел «Лексика и фразеология», рассчитана на 6 часов + 2 р/р. В последующих классах продолжается изучение фразеологизмов, но только как подтема.
В улусных и республиканских олимпиадах встречаются задания, связанные с данной темой, например «заменить фразеологические обороты словами – синонимами, словами – антонимами; объяснить лексическое значение» и т.д.
Также следует учесть, что якутские фразеологизмы тоже имеют свои особенности, свое происхождение, встречаются такие, которые сходны по лексическому значению с русскими фразеологизмами, поэтому нужна работа, которая помогала бы учащимися делать сопоставительные анализы фразеологизмов русского и якутского языков.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 классов.
Цель курса: способствовать формированию навыков работы с фразеологическими словарями; уметь правильно использовать и в письменной, и в устной речи; фразеологические обороты; уметь группировать русские и якутские фразеологизмы по разным признакам.
Таким образом, предлагаемая программа разработана с учетом восприятия материала учащимися – якутами. Количество часов элективного курса «Русская и якутская фразеология» 1 раз в неделю.