Межпредметные связи – один из видов педагогической интеграции
Особую значимость приобретают занятия, на которых интегративные связи позволяют глубоко осознать сущность того или иного произведения искусства.
На примере одного из уроков Э.Григ «Утро» - К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» в качестве эксперимента покажем технологию подготовки и проведения такого занятия и отследим эффективность интеграции в формировании художественно-образного восприятия у учащихся. Подготовительная работа заключалась в самостоятельном слушании произведения Э. Грига; в предварительном чтении рассказа Паустовского; в освоении информационного блока.
Э.Григ | К. Паустовский |
Великий норвежский композитор. Музыка его проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы. Он создал музыку к произведению Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Созданная Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту. В музыке Э.Грига мы можем услышать плеск волны океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое, многое другое. «Я черпал сокровища, говорил Григ, в напевах моей родины … и пытался создать национальное искусство». | Писатель, влюблённый в природу. Предпочитал работать вечером и ночью, чтобы днём бродить по лесам и наблюдать природу. Для него природа – чудо. О чуде в природе и в человеке – большинство произведений К.Паустовского. В них есть что-то гриновское, что-то от «Алых парусов»: мир мечты, гуманистическая вера в человека, лиризм. |
I.На констатирующем этапе эксперимента 22 учащимся были предложены следующие вопросы:
- Где ищет вдохновение Э.Григ?
- Почему композитору захотелось посвятить музыку Дагни? Как рождается музыка?
- Как Григ рисует в музыке природу и какие средства выразительности он использует для этого?
- Что, по мнению Паустовского, необходимо человеку для того, чтобы понимать музыку?
Задачи анкетирования состояли в том, чтобы выявить у учащихся глубину мысли, широту кругозора, уровень ассоциативного мышления, богатство языка при анализе музыкального творчества (вдохновение, творческий процесс, средства создания музыкального произведения, его восприятие). Каждый из 4 параметров оценивался по 5-балльной шкале.
Критерии оценки:
1 балл – эмоциональная включенность;
2 балла – умение вычленить главную мысль, суть произведения;
3 балла – использование искусствоведческих знаний, терминов;
4 балла – художественные ассоциации, сравнения, опора на жизненный опыт;
5 баллов – оригинальность мысли, высокий уровень самостоятельности в работе, способность целостного видения, творческая рефлексия.
Затем просчитывался средний балл. Эти данные занесены в графу «на начало урока».
Глубина мысли | На начало урока |
Широта кругозора | |
Ассоциативные связи | |
Богатство языка | |
2,9 б |
- II. Формирующий этап эксперимента. В ходе занятия идёт аналитико-синтетическая работа над двумя произведениями искусства, приоритет которых определить невозможно:
- одно в другом;
- одно о другом;
- одно без другого невозможно.
В этом и заключается эффект взаимопроникновения и взаимообогащения интегрируемых тем.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Э.Григ «Утро»
Вдохновлённые жизнью и
вдохнувшие жизнь
- К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ» (записать – 1-2мин. Обмен впечатлениями).
- Эпиграф «Вдохновлённые жизнью и вдохнувшие жизнь».
- «Искусство концентрации большого содержания на маленькой площади – это его стихия». (Паустовский К.Г.)
- Объёмное ли произведение?
- Из скольких частей состоит? (4)
- О чём узнаём в 1, 2, 3, 4 частях?
- Как озаглавили?
- Встреча Дагни и Грига.
- Сочинение музыки Грига.
- В доме у т.Магды и д.Нильса.
- Дагни и музыка Грига.
- Обратимся к первой части, к началу рассказа.
- Прочитайте описание горного леса.
- Что останавливает в нём автора? (Шелест листьев, грибной воздух, шум прибоя, мох, эхо).
- Зачитайте описание осени.
- На что автор обращает внимание.
- Итак, именно в прекрасном горном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Э.Григ и дочь лесника.
- Где происходит встреча?
/осень/ - ЛЕС – ПРИРОДА – ЕСТЕСТВО /искренность/
- Что делает Дагни в лесу?
/собирает шишки/
дар природы
- Итак, Дагни пришла за даром природы.
- А Григ? (композитор). Зачем пришёл в лес?
(За вдохновением, за искрой)
- Что говорит о том, что это люди с глубоким содержанием?
(- Место обитания души героев. Сказочная картина. Необычная встреча. Глаза.)
- Почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни?
(Поразила открытость; красота; в её глазах отражалась красота природы)
- Почему Дагни, приглашая к себе домой композитора, рассказывает о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка.
- Почему вспомнила именно о них?
(Они дороги ей, она хочет поделиться своими радостями с этим человеком).
- Не боится незнакомца. Почему? (Добрые глаза)
(«Глаза – зеркало души!)
- Григ и Дагни возвращаются.
- Как? (Несут корзину. Несут вместе дар природы по дороге жизни.)
- Чем заканчивается 1 часть?
(«Я напишу музыку: подарю Дагни»)
- А теперь перенесёмся в квартиру Грига. Что она представляет собой? (Старый диван, рояль)
- Зачитайте.
«Рояль мог петь обо всём –
О порыве человеческого духа
К великому и о любви».
- О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни? Зачитайте.
(С солнцем, с нежным ветром, с ранним утром, с белой ночью, с счастьем, с блеском зари).
- «У тебя на сердце расцвёл белый цветок…» - говорит о Дагни Григ.
- Почему именно этот цвет встречается так часто при описании Дагни?
(-Белый цвет – это цвет чистоты. Девочка – светлое, чистое создание.
- Для Грига Дагни – это ещё маленький, нежный цветок, который начинает распускаться.
- Григ пишет музыку для Дагни зимой. Он видит, как за окном идёт снег. И, может быть, поэтому и воспоминания о Дагни тоже такие же белые, чистые и лёгкие.)
- Кто были любимыми слушателями?
(Синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка)
- Итак, во второй части Паустовский описывает творческий процесс;
процесс создания музыки: подарка для Дагни.
(через 10 лет)
- Третья часть.
- Мы встречаемся со взрослой Дагни. Узнаём о её жизни. Как подана эта жизнь? (Скучно). Почему? (Училась). Мы встречаемся со взрослой Дагни. Ей 18 лет. И она приехала погостить к тётушке Магде.
- Что мы узнаём о Магде и её муже Нильсе?
(Портниха; парикмахер в театре.)
- Какое необычное развлечение было у Нильса?
(Умел различать голоса пароходов.)
- Что из себя представляла комната Магды?
(Множество театральных вещей, на стенах картинки.)
- Случайно ли то, что Дагни увлеклась театром?
- Почему она плакала после спектаклей?
- Как к этому относились Магда и её муж?
(Дагни верила в то, что происходило на сцене;
Она была очень отзывчива и принимала всё происходящее на сцене близко к сердцу.
Магда – успокаивала.
Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить.»)
- Что говорил Нильс о музыке?
(Да, музыка – зеркало гения.)
- Как понимаете эти слова?
- Почему Магда звала своего мужа «Чердачным философом»?
(Человек неучёный, но любит рассуждать)
(Его учила жизнь и чердак, где он жил. Он был добрый и в своих размышлениях, и в делах.)
- На кого была похожа Дагни, по словам Нильса?
(На первый аккорд увертюры. Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.)
- Почему Нильс употребляет такое сравнение?
(Дагни молода, она только вступает в жизнь)
- С кем сравнивал Нильс Магду и почему?
(С колдуньей: она шьёт костюмы, надевая которые люди перевоплощаются)
(Сравнения Паустовского: природа, музыка, волшебство)
- Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в июне, в пору белых ночей?
- Как она оделась на концерт и почему?
(В белую ночь красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться.)
(Платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в жизни Дагни должно что-то произойти, что-то невероятное, загадочное.)
- Итак 4 часть.
Дагни Музыка Грига
- Как слушала Дагни пьесу, посвящённую ей?
(Очень волновалась, переживала её)
- Хочется ли вам послушать музыку Грига?
(Слушают) Исполняет преподаватель ( ф-но).
- Что же удалось передать Григу в музыке?
-Почему она так сильно взволновала девушку?
(Напомнила мир её детства, разбудила самые лучшие воспоминания (стеклянные корабли), надежды на лучшее; стремление к красоте, добру; веру в счастье, любовь.) «Утро» (грамзапись)
- За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?
(Щедрость души, музыке он отдавал своё сердце, душу)
- Послушаем последние строки рассказа.
(«Дагни шла по пустынным улицам…)
- За что любила жизнь Дагни?
(За то, что живёт. За то, что может наслаждаться музыкой. За то, что счастлива).
Вопросы для анализа:
- Где и когда встретились композитор и дочь лесника?
- Зачем в осенний лес пришли Э.Григ, Дагни?
- Почему Э.Григу захотелось посвятить музыку Дагни?
- Какой, по-вашему, должна быть эта музыка? О чём она?
- Как композитор рисует в музыке природу? Какие картины природы представляете, слушая музыку?
- Какие инструменты звучат? Почему именно такие?
- Как выглядит квартира композитора? Чем отличается его рояль? В какое время года Э.Григ работал над этой музыкой?
- «У тебя на сердце расцвёл белый цветок…» - говорит о Дагни Григ. Почему белый цвет чаще использует он в своём восприятии Дагни? С чем он сравнивает её?
- Кто был первым благодарным слушателем музыки Грига?
- Что, по мнению Паустовского, необходимо человеку для того, чтобы понимать музыку?
- Почему тётушка Магда (портниха) и её муж Нильс (парикмахер) считают музыку «зеркалом гения»?
- Чему все эти годы училась Дагни?
- Когда состоялся концерт? Как к нему готовилась Дагни?
- Что говорит о том, что она за все эти годы научилась слушать и воспринимать прекрасное? Что нужно для этого?
Все ли могут этому научиться?
- Контрольный этап эксперимента. На данном этапе учащимся были предложены те же самые вопросы, что и на констатирующем, и оценены по тем же критериям.
Результаты представлены в графе «на конец урока».
Глубина мысли | На конец урока |
Широта кругозора | |
Ассоциативные связи | |
Богатство языка | |
3,6 б |
Сравнительный анализ интегрированного занятия даёт возможность сделать следующие выводы:
1) 2)
0,7 б |
0,4 б |
3) 4)
1,1 б |
0,8 б |
По всем контрольным параметрам показатели улучшаются от 0,4 б. до 1,1 б.
Наряду с интегрированным занятием было проведено занятие в одном из классов по предмету музыка, где не предполагались интегративные связи с другими предметами, но были предложены учащимся вопросы по произведению Грига «Утро» и ставились те же задачи, что и на интегрированном занятии.
Сравнительный анализ этого занятия следующий:
1) 2)
0,3 б |
0,2 б |
3) 4)
0,2 б |
0,3 б |
Если в экспериментальном классе показатели по всем параметрам улучшаются от 0,4 б. до 1,1 б, то в контрольном классе показатели также улучшаются, но незначительно – от 0,2 б. до 0,3 б.
Следовательно, именно интегрированное занятие более эффективно, в большей степени расширяет знания, формирует способность глубоко мыслить, стимулирует поиск наиболее ярких выразительных языковых средств.
Наибольшую динамику роста показателя наблюдаем в графе «ассоциативные связи» (1,1 б). Это свидетельствует о способности интеграции выходить на связи с другими проявлениями: воспоминания детства, ощущения при слушании музыки, картины природы, обаяние личности человека, метафоры, строй мыслей автора, восприятие художественного образа, впечатления от игры исполнителя.
Всё это эмоционально усиливает восприятие материала и делает его усвоение более ярким.
Таким образом, приходим к выводу об эффективности проведения интегрированных уроков и необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения музыке. На таких уроках нет приоритета одной или другой дисциплины, здесь важно взаимопроникновение одного вида искусства в другой, что и усиливает эмоционально- образное восприятие, способствует глубокому постижению сущности материала, формированию художественного мышления.