Фрагмент урока по творчеству Эдварда Грига - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат:
  • Просмотров: 209
  • Скачиваний: 16

Межпредметные связи – один из видов педагогической интеграции

Особую значимость приобретают занятия, на которых интегративные связи позволяют глубоко осознать сущность того или иного произведения искусства.

На примере одного из уроков Э.Григ «Утро» - К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» в качестве эксперимента  покажем технологию подготовки и проведения такого занятия и отследим эффективность интеграции в формировании художественно-образного восприятия у учащихся. Подготовительная работа заключалась в самостоятельном слушании произведения Э. Грига; в предварительном чтении рассказа Паустовского; в освоении информационного блока.

Э.Григ

К. Паустовский                                                                                     

Великий норвежский композитор. Музыка его проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы. Он создал музыку к произведению Генрика Ибсена

 «Пер Гюнт». Созданная Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

В музыке Э.Грига мы можем услышать плеск волны океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое, многое другое.

«Я черпал сокровища, говорил Григ, в напевах моей родины … и пытался создать национальное искусство».

Писатель, влюблённый в природу. Предпочитал работать вечером и ночью, чтобы днём бродить по лесам и наблюдать природу. Для него природа – чудо. О чуде в природе и в человеке – большинство произведений К.Паустовского. В них есть что-то гриновское, что-то от «Алых парусов»: мир мечты, гуманистическая вера в человека, лиризм.

I.На констатирующем этапе эксперимента 22 учащимся были предложены следующие вопросы:

  • Где ищет вдохновение Э.Григ?
  • Почему композитору захотелось посвятить музыку Дагни? Как рождается музыка?
  • Как Григ рисует в музыке природу и какие средства выразительности он использует для этого?
  • Что, по мнению Паустовского, необходимо человеку для того, чтобы понимать музыку?

Задачи анкетирования состояли в том, чтобы выявить у учащихся глубину мысли, широту кругозора, уровень ассоциативного мышления, богатство языка при анализе музыкального творчества (вдохновение, творческий процесс, средства создания музыкального произведения, его восприятие).  Каждый из 4 параметров оценивался по 5-балльной шкале.

Критерии оценки:

1 балл – эмоциональная включенность;

2 балла – умение вычленить главную мысль, суть произведения;

3 балла – использование искусствоведческих знаний, терминов;

4 балла – художественные ассоциации, сравнения, опора на жизненный     опыт;

5 баллов – оригинальность мысли, высокий уровень самостоятельности в работе, способность целостного видения, творческая рефлексия.

Затем просчитывался средний балл. Эти данные занесены в графу «на начало урока».

Глубина мысли

На  начало урока

 

Широта кругозора

 

Ассоциативные связи

 

Богатство языка

 
 

2,9 б

  1. II. Формирующий этап эксперимента. В ходе занятия идёт аналитико-синтетическая работа над двумя произведениями искусства, приоритет которых определить невозможно:

- одно в другом;

- одно о другом;

- одно без другого невозможно.

В этом и заключается эффект взаимопроникновения и взаимообогащения интегрируемых тем.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Э.Григ «Утро»

Вдохновлённые жизнью и

вдохнувшие жизнь

  1. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ» (записать – 1-2мин. Обмен впечатлениями).

  1. Эпиграф «Вдохновлённые жизнью и вдохнувшие жизнь».
  2. «Искусство концентрации большого содержания на маленькой площади – это его стихия». (Паустовский К.Г.)
  3. Объёмное ли произведение?

- Из скольких частей состоит? (4)

- О чём узнаём в 1, 2, 3, 4 частях?

- Как озаглавили?

  1. Встреча Дагни и Грига.
  2. Сочинение музыки Грига.
  3. В доме у т.Магды и д.Нильса.
  4. Дагни и музыка Грига.
  5. Обратимся к первой части, к началу рассказа.

- Прочитайте описание горного леса.

- Что останавливает в нём автора? (Шелест листьев, грибной воздух, шум прибоя, мох, эхо).

- Зачитайте описание осени.

- На что автор обращает внимание.

- Итак, именно в прекрасном горном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Э.Григ и дочь лесника.

  1. Где происходит встреча?

/осень/ - ЛЕС – ПРИРОДА – ЕСТЕСТВО /искренность/

- Что делает Дагни в лесу?

/собирает шишки/

дар природы

- Итак, Дагни пришла за даром природы.

- А Григ? (композитор). Зачем пришёл в лес?

(За вдохновением, за искрой)

- Что говорит о том, что это люди с глубоким содержанием?

(- Место обитания души героев. Сказочная картина. Необычная встреча. Глаза.)

  1. Почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни?

(Поразила открытость; красота; в её глазах отражалась красота природы)

- Почему Дагни, приглашая к себе домой композитора, рассказывает о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка.

- Почему вспомнила именно о них?

(Они дороги ей, она хочет поделиться своими радостями с этим человеком).

- Не боится незнакомца. Почему? (Добрые глаза)

                                                          («Глаза – зеркало души!)

  1. Григ и Дагни возвращаются.

- Как? (Несут корзину. Несут вместе дар природы по дороге жизни.)

  1. Чем заканчивается 1 часть?

(«Я напишу музыку: подарю Дагни»)

  1. А теперь перенесёмся в квартиру Грига. Что она представляет собой? (Старый диван, рояль)

- Зачитайте.

                    «Рояль мог петь обо всём –

                     О порыве человеческого духа

                     К великому и о любви».

  • О чём же была музыкальная пьеса, посвящённая Дагни? Зачитайте.

(С солнцем, с нежным ветром, с ранним утром, с белой ночью, с счастьем, с блеском зари).

  1. «У тебя на сердце расцвёл белый цветок…» - говорит о Дагни Григ.

- Почему именно этот цвет встречается так часто при описании Дагни?

(-Белый цвет – это цвет чистоты. Девочка – светлое, чистое создание.

- Для Грига Дагни – это ещё маленький, нежный цветок, который начинает распускаться.

- Григ пишет музыку для Дагни зимой. Он видит, как за окном идёт снег. И, может быть, поэтому и воспоминания о Дагни тоже такие же белые, чистые и лёгкие.)

  1. Кто были любимыми слушателями?

(Синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка)

- Итак, во второй части Паустовский описывает творческий процесс;

процесс создания музыки: подарка для Дагни.

(через 10 лет)

  1. Третья часть.

- Мы встречаемся со взрослой Дагни. Узнаём о её жизни. Как подана эта жизнь? (Скучно). Почему? (Училась). Мы встречаемся со взрослой Дагни. Ей 18 лет. И она приехала погостить к тётушке Магде.

- Что мы узнаём о Магде и её муже Нильсе?

(Портниха; парикмахер в театре.)

- Какое необычное развлечение было у Нильса?

(Умел различать голоса пароходов.)

- Что из себя представляла комната Магды?

(Множество театральных вещей, на стенах картинки.)

  1. Случайно ли то, что Дагни увлеклась театром?

- Почему она плакала после спектаклей?

- Как к этому относились Магда и её муж?

(Дагни верила в то, что происходило на сцене;

Она была очень отзывчива и принимала всё происходящее на сцене близко к сердцу.

Магда – успокаивала.

Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить.»)

  1. Что говорил Нильс о музыке?

(Да, музыка – зеркало гения.)

- Как понимаете эти слова?

- Почему Магда звала своего мужа «Чердачным философом»?

(Человек неучёный, но любит рассуждать)

(Его учила жизнь и чердак, где он жил. Он был добрый и в своих размышлениях, и в делах.)

  1. На кого была похожа Дагни, по словам Нильса?

(На первый аккорд увертюры. Увертюра – это вступление к музыкальному произведению.)

- Почему Нильс употребляет такое сравнение?

(Дагни молода, она только вступает в жизнь)

- С кем сравнивал Нильс Магду и почему?

(С колдуньей: она шьёт костюмы, надевая которые люди перевоплощаются)

(Сравнения Паустовского: природа, музыка, волшебство)

  1. Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в июне, в пору белых ночей?

- Как она оделась на концерт и почему?

(В белую ночь красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться.)

(Платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в жизни Дагни должно что-то произойти, что-то невероятное, загадочное.)

  1. Итак 4 часть.

Дагни  Музыка Грига

- Как слушала Дагни пьесу, посвящённую ей?

(Очень волновалась, переживала её)

- Хочется ли вам послушать музыку Грига?

(Слушают) Исполняет преподаватель ( ф-но).

- Что же удалось передать Григу в музыке?

-Почему она так сильно взволновала девушку?

(Напомнила мир её детства, разбудила самые лучшие воспоминания (стеклянные корабли), надежды на лучшее; стремление к красоте, добру; веру в счастье, любовь.) «Утро» (грамзапись)

- За какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?

(Щедрость души, музыке он отдавал своё сердце, душу)

  1. Послушаем последние строки рассказа.

(«Дагни шла по пустынным улицам…)

  1. За что любила жизнь Дагни?

(За то, что живёт. За то, что может наслаждаться музыкой. За то, что счастлива).

 

Вопросы для анализа:

  1. Где и когда встретились композитор и дочь лесника?
  2. Зачем в осенний лес пришли Э.Григ, Дагни?
  3. Почему Э.Григу захотелось посвятить музыку Дагни?
  4. Какой, по-вашему, должна быть эта музыка? О чём она?
  5. Как композитор рисует в музыке природу? Какие картины природы представляете, слушая музыку?
  6. Какие инструменты звучат? Почему именно такие?
  7. Как выглядит квартира композитора? Чем отличается его рояль? В какое время года Э.Григ работал над этой музыкой?
  8. «У тебя на сердце расцвёл белый цветок…» - говорит о Дагни Григ. Почему белый цвет чаще использует он в своём восприятии Дагни? С чем он сравнивает её?
  9. Кто был первым благодарным слушателем музыки Грига?
  10. Что, по мнению Паустовского, необходимо человеку для того, чтобы понимать музыку?
  11. Почему тётушка Магда (портниха) и её муж Нильс (парикмахер) считают музыку «зеркалом гения»?
  12. Чему все эти годы училась Дагни?
  13. Когда состоялся концерт? Как к нему готовилась Дагни?
  14. Что говорит о том, что она за все эти годы научилась слушать и воспринимать прекрасное? Что нужно для этого?

Все ли могут этому научиться?

 

  • Контрольный этап эксперимента. На данном этапе учащимся были предложены те же самые вопросы, что и на констатирующем, и оценены по тем же критериям.

Результаты представлены в графе «на конец урока».

Глубина мысли

На конец урока

 

Широта кругозора

 

Ассоциативные связи

 

Богатство языка

 
 

3,6 б

Сравнительный анализ интегрированного занятия даёт  возможность сделать следующие выводы:

1) 2)

0,7 б

0,4 б

 

3)                                                         4)

1,1 б

0,8 б

 

По всем контрольным параметрам показатели улучшаются от 0,4 б. до 1,1 б.

Наряду с интегрированным  занятием было проведено занятие в одном из классов по предмету музыка, где не предполагались интегративные связи с другими предметами, но были предложены учащимся вопросы по произведению Грига «Утро» и ставились те же задачи, что и на интегрированном занятии.

Сравнительный анализ этого занятия следующий:

1)   2)

0,3 б

0,2 б

                                                       

3)                                                         4)

0,2 б

0,3 б

 

Если в экспериментальном классе показатели по всем параметрам улучшаются от 0,4 б. до 1,1 б, то в контрольном классе показатели также улучшаются, но незначительно –  от 0,2 б. до 0,3 б.

Следовательно, именно интегрированное занятие более эффективно, в большей степени расширяет знания, формирует способность глубоко мыслить, стимулирует поиск наиболее ярких выразительных языковых средств.

Наибольшую динамику роста показателя наблюдаем в графе «ассоциативные связи» (1,1 б). Это свидетельствует о способности интеграции выходить на связи с другими проявлениями: воспоминания детства, ощущения при слушании музыки, картины природы, обаяние личности человека, метафоры, строй мыслей автора, восприятие художественного образа, впечатления от игры исполнителя.

Всё это эмоционально усиливает восприятие материала и делает его усвоение более ярким.

Таким образом, приходим к выводу об эффективности проведения интегрированных уроков и необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения музыке. На таких уроках нет приоритета одной или другой дисциплины, здесь важно взаимопроникновение одного вида искусства в другой, что и усиливает эмоционально- образное восприятие, способствует глубокому постижению сущности материала, формированию художественного мышления.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: