Модернизация содержания образования в современной школе приводит к существенному изменению концепции обучения русскому языку с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции.
При подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение в ОГЭ и задание 25 в ЕГЭ).
Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью.
Педагоги при подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, сталкиваются с различными проблемами:
• учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста;
• немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы;
• у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения;
• беден лексический запас учащихся;
• не сформировано умение оперировать лексикой предмета (при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую тему);
• неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.
Все это подталкивает к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы задумываются о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.