Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию их развития. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков или как формирование компетентностей, то сегодня в рамках стандартов второго поколения целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Данный аспект обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
В школьном курсе математики особое место отводится изучению алгебраического материала, так как именно в начальной школе закладывается фундамент алгебраических знаний. Введение и использование алгебраической линии в начальной школе позволяет с самого начала обучения детей математике вести планомерную работу, направленную на формирование у школьников в первую очередь таких важнейших математических понятий как числовые выражения, буквенные выражения, числовые равенства, числовые неравенства, уравнения, законы операций. Особое внимание уделяется изучению младшими школьниками уравнений. Это объясняется тем, что уравнения используются в различных разделах математики, в решении важных прикладных задач. Проблема формирования у младших школьников умения решать уравнения достаточно актуальна на современном этапе начального образования. Изучением различных аспектов данной проблемы занимаются многие ученые-методисты. Так, по мнению М.А. Бантовой, начальный курс математики, изучаемый в 1-4 классах школы, является органической частью школьного курса математики. То есть курс математики для 5-11 классов – продолжение начального курса, а начальный курс – его исходная база. Как считает А.А. Столяр, включение в содержание обучения элементов алгебры, особенно упражнений с функциональным содержанием, позволяет увидеть динамичность явлений реального мира, взаимную обусловленность и связь величин, а это оказывает большое влияние на формирование мировоззрения учащихся. При решении уравнений младшие школьники овладевают умением выделять необходимую информацию, приобретают опыт анализа объектов с целью выбора наиболее эффективных способов нахождения корня уравнения, устанавливают причинно-следственные связи и самостоятельно создают алгоритм деятельности, то есть это способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий [3].
Изучение простейших уравнений и способов их решений прочно вошло в систему начальной математической подготовки. Так, в курсе математики начальных классов уравнение рассматривается как истинное равенство, содержащее неизвестное число, и решается на основе правил взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Умение решать уравнения представляет большую сложность для младших школьников. Изучение уравнений в начальных классах обладает пропедевтическим характером. В этой связи крайне важной является подготовка детей в начальных классах к более глубокому изучению уравнений в старшей школе. В начальных классах в ходе работы над уравнениями проводится закрепление правил о взаимосвязи части и целого, сторон прямоугольника и его площади, формирование вычислительных навыков и понимания связи между элементами действий, закрепление порядка действий и формирование умения решать текстовые задачи, осуществляется работа над формированием правильной математической речи.
Впервые младшие школьники знакомятся с уравнениями в первом классе при изучении действий сложения и вычитания. Столь раннее включение этой темы в программу призвано решить задачу осознания связи, которая существует между компонентами и результатом арифметических действий при сложении и вычитании. Работа по формированию у младших школьников умений решать уравнения проводится по нескольким этапам.
1 этап - подготовительная работа. На данном этапе дети выполняют действия над числами и выполняют задания, связанные с нахождением неизвестного числа в «окошке», например:
□ – 2 = 7
4 + 4 = □
3 ∙ □ = 6
10 : □ =5
Дети находят число либо подбором, либо на основе знаний состава числа.
На данном этапе учителю необходимо задавать учащимся наводящие вопросы, например:
- Сколько надо вычесть из 3, чтобы получилось 2?
- Сколько надо прибавить к 2, чтобы получилось 4?
Кроме этого, дети знакомятся с основными алгебраическими понятиями, подводящими к уравнениям: равенство, выражение, числовые и буквенные выражения, понятие целого и его частей, а также изучают основные арифметические действия и взаимосвязи между компонентами этих действий.
На втором этапе учащиеся знакомятся с понятиями «уравнение» и «корень уравнения». На этом этапе учащиеся должны научиться распознавать среди математических записей уравнения и уметь находить из предложенных чисел его корни или осуществлять поиск корня уравнения подбором.
Последний этап при работе с уравнениями в начальной школе – знакомство учащихся с составными уравнениями. Решение таких уравнений строится на качественном анализе выражения, стоящего в левой и правой части уравнения: какие действия указаны в выражении, какое действие выполняется последним, как читается запись этого выражения, какому компоненту этого действия принадлежит неизвестное число и т.п. К этому времени учащиеся должны твердо овладеть следующими умениями: – решение простых уравнений, – анализ решений уравнений по компонентам действий, – чтение записи выражений в два – три действия, – порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. На данном этапе дети должны понимать, что в записи уравнений в качестве неизвестного числа могут использоваться различные буквы латинского алфавита, например: k + 14 =2, p – 30 = 18, z : 9 = 6 и т.п. Запись решения уравнений сопровождается словесным описанием выполняемых действий. Для выработки правильной математической речи и навыков решения уравнений данного вида необходимо использовать таблицы с образцами решений.
Завершающим этапом в работе с уравнениями является решение текстовых арифметических задач аналитическим способом, то есть составлением уравнения по данным задачам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение уравнений в начальном курсе математике является неотъемлемой алгебраической линии в начальном курсе математики и носит поэтапный характер, направленный на подготовку младших школьников к систематическому изучению данных вопросов в курсе средней школы.