Статья на тему: «Формирование социально – нравственных качеств обучающихся на внеаудиторных мероприятиях»
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию социально – нравственных качеств обучающихся на внеаудиторных занятиях. Выявлены основные факторы, способствующие развитию аналитических навыков, умению применять на практике полученные знания, формирующие высокий общий культурный уровень, позволяющий рассматривать проблемы и принимать решения в различных аспектах деятельности
В настоящее время на основе новых жизненных смыслов и образовательных ценностей в педагогической теории и практике сложились необходимые предпосылки для создания принципиально иных условий развития среднего профессионального образования.
Актуальность внеаудиторных учебных мероприятий со студентами СПО, заключается в росте требований к подготовке специалистов на современном этапе. Образование должно соответствовать росту профессионализма. Для этого требуется развитие аналитических навыков, умение применять на практике полученные знания в комплексе, высокий общий культурный уровень, позволяющий рассматривать проблемы и принимать решения в различных аспектах деятельности.
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда профессионала, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, достаточно уверенно ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне государственных стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей в получении соответствующей квалификации
Особое внимание уделяется формированию личности студента, обладающей не только профессиональными компетенциями, но и социально-нравственными ценностями, уважающей традиции и моральные устои.
Главной целью нравственного развития личности является определение смысла ее бытия и целей, формирование жизнестойкости, объективного восприятия окружающей действительности
Сильная социально - нравственная позиция необходима для достижения успеха, саморазвития и самореализации, она основывается на следующих положениях:
- студент является не объектом, а субъектом деятельности;
- система работы ориентируется на личность студента, его мировоззрение, опыт, интересы;
- создание возможностей для обсуждения актуальных событий, происходящих в обществе, жизненных проблем;
- уважение к личности студента, его мнению;
- создание условий для повышения уровня культуры общения, овладения речевым этикетом
Специфика образовательного учреждения определяет своеобразие внеаудиторных мероприятий, которые в своем содержании, системе целей и форм носят профессиональную направленность. Внеаудиторные учебные мероприятия, не ограниченные жесткими дидактическими схемами и рамками, ненавязчиво и естественно создают у студентов образы широкого нестандартного мышления, индивидуального профессионального стиля, стимулируют процессы самосовершенствования и саморазвития.
Внеаудиторные мероприятия важны тем, что предоставляют студентам широкие возможности для реализации своих способностей и интересов. Испытав успех самореализации на групповом, курсовом мероприятии, будущие рабочие приходят к осмыслению своих творческих возможностей, организаторских способностей, видят возможность их применения в профессиональной практической работе.
Различные внеаудиторные мероприятия являются одним из способов воспитания нравственных качеств и достоинства личности. Их цель заключается в следующих задачах:
- формирование представления о многообразии и взаимосвязи культур;
- воспитание позитивного отношения к другой культуре, традициям;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- развитие взаимопонимания.
Воспитательная внеаудиторная деятельность должна быть логическим продолжением учебного процесса, основываться на реальных жизненных ситуациях и готовить студента к ним.
Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях способствует не только развитию духовно-нравственных качеств, но и:
- раскрытию таланта, способностей личности;
- развитию мыслительных способностей;
- развитию умений выражать, аргументировать свою точку зрения;
- саморазвитию и самоутверждению в совместной творческой, созидательной деятельности;
- формированию морально-этических качеств;
- формированию будущего специалиста.
Более того, участие студентов во внеаудиторных мероприятиях может положительно сказывается на хорошей успеваемости; развивает ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение работать в команде, любознательность, целеустремленность.
Примерами внеаудиторных мероприятий являются:
- волонтерское движение;
- тематические «часы», кружки;
- тематические праздники («Посвящение первокурсников в студенты», Алло, мы ищем таланты» и т. д.);
- студенческие конкурсы («КВН», «Лучший студент года» и т. д.);
- фестивали;
- экскурсии (например, по профилю специализации);
- конференции и т. д.
Участие во внеаудиторной деятельности вуза стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию; развивает мышление, творческий потенциал; играет важную роль в становлении личности студента; формирует мобильность и профессиональную самостоятельность..
.