Количество пострадавших и экономические потери, связанные с последствиями дорожно-транспортных, техногенных, природных и прочих катастроф, продолжают возрастать. Одним из путей снижения последствий травматизма является оказание первой помощи силами очевидцев происшествия и сотрудниками различных спасательных служб, актуальность чего подтверждена многочисленными исследованиями.
В Российской Федерации актуальность совершенствования оказания первой помощи нашла свое отражение в принятии Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации». Статья 31 «Первая помощь», определяет терминологию первой помощи и утвердившая объем и круг лиц, обязанных ее оказывать.
В отличие от медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб и ряд других должностных лиц, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать.
В соответствии с приказом от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» определён перечень состояний, при которых оказывается первая помощь
- Отсутствие сознания.
- Остановка дыхания и кровообращения.
- Наружные кровотечения.
- Инородные тела верхних дыхательных путей.
- Травмы различных областей тела.
- Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
- Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
- Отравления.
В Курском автотехническом колледже осуществляется подготовка квалифицированных кадров по профессии 20.01.01.«Пожарный» и по специальности 20.02.02.«Защита в ЧС».
Для профессии «пожарный» предусмотрено изучение «Первой помощи» в обьёме 40 аудиторных часов, специальности Защита в ЧС»-108 аудиторных часов.
Кабинет «Первая помощь» полностью укомплектован медицинским имуществом в соответствии с тематическим содержанием первоначальной подготовки пожарных и спасателей. В частности, студентам предоставляются:
- Аптечка АИ-2
- Индивидуальный противохимический пакет
- Индивидуальный перевязочный пакет
- Комплект Индивидуальный Гражданской Защиты (КИМГЗ) «Юнита»
- Противоожоговая аптечка
- Сумка санитарная
- Укладка медицинская "для ГО и ЧС"
- Ингалятор кислородный
- Жгуты кровоостанавливающие
- Тренажер для отработки навыков СЛР взрослому -торс
- Тренажер для отработки навыков СЛР взрослому- манекен
- Тренажер для отработки навыков удаления инородных тел из дыхательных путей
- Индикатор кардиоритма "Кардиосаундер-2"
- Комплект шин иммобилизационных транспортных Крамера , Дитерихса
- Комплект иммобилизационных головодержателей
- Фиксирующий воротник Шанца для взрослых и детей
- Носилки для МЧС
- Ковшовые носилки
- Вакуумные носилки
- Портативный набор АДР-1200
- Имитатор травм и ранений
- Аптечки автомобильные
- Шлем мотоциклиста
Теоретические занятия проходят с обязательным использованием мультимедийных технология в виде презентаций , видеофрагментов, использования видеоархива федеральных и местных СМИ, имеющих отношение к изучаемой тематике. По завершении теоретического занятия студентам предлагаются контрольные вопросы в виде презентации для само- и контроля эффективности усвоения материала.
Практические занятия представляют из себя реальные действия по поиску решения ситуационных задач с целью поэтапного закрепления теоретических знаний, отработки алгоритма действия и закрепления навыка при определенных расстройствах здоровья, развитие когнитивного профессионального мышления при нестандартных ситуациях.
Всё это, без всякого сомнения, способствует приобретению профессиональных компетенций.
Спасти человека можно лишь обладая основательными познаниями в области медицины катастроф. Но будучи даже профессиональным медиком, невозможно помочь человеку, находящемуся под завалом, не имея опыта работы с аварийно-спасательным инструментом. Или сколь трагична может быть ситуация, когда пожарный-спасатель, рискуя собственной жизнью, эвакуировал пострадавшего из задымлённого помещения, но, не обладая достаточными навыками работы с кислородным ингалятором и не владеющий в совершенстве техникой реанимационных мероприятий, в итоге не спас человека.
Вышеупомянутые обстоятельства логично приводят к мысли объединения двух изучаемых дисциплин (в данном случае , первой помощи и аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы) , другими словами переходу к интегрированному бинарному уроку по теме : «Проведение сердечно-легочной реанимации пострадавшему, эвакуированному из задымлённой зоны».
Интегрированный урок проводиться силами двух преподавателей- профессионального врача и профессионального пожарного. Вначале ставиться задача занятий. С помощью презентаций преподаватели поочерёдно совместно со студентами повторяют анатомию и физиологию дыхательной и сердечно-сосудистой систем ,физические и химические аспекты растворения газов в крови , технику безопасности и порядок работы с изолирующим противогазом, способы эвакуации пострадавщего, признаки наступления смерти и приёмы сердечно-легочной реанимации. Затем звеньями по 3-4 человека по звуку сирены студенты надевают боевую одежду , изолирующие противогазы и докладывают о готовности к работе. Каждое звено газодымозащитноков получает задание и приступает к поиску пострадавшего в задымлённой зоне, эвакуируют его и выполняют реанимационные мероприятия.
Задания предлагаемые звеньям отличаются в частностях. Например, в первом звене в проведении сердечно-лёгочной реанимации участвуют 3 человека- первый делает искусственное дыхание и следит за эффективностью проводимых мероприятий, второй выполняет массаж сердца , третий придаёт возвышенное положение нижним конечностям. В задании второго звена вводная меняется – у пострадавшего оскольчатые переломы верхний и нижней челюсти. Ситуация нестандартная , студенты должны изменить порядок и способ проведения реанимации. Для этого необходимо руководствоваться рекомендациями европейского совета по реанимации 2010 года.
Третье звено доставляет пострадавшего бригаде скорой помощи состоящей из единственного медика, которому необходима помощь. Студенты обязаны , руководствуясь совместным приказом «О взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», включаются в работу по спасению человеческой жизни . Известно, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Приказом Минздрава России «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей» № 408н от 10.10.2012. у спасателей нет медицинского имущества для проведения искусственной вентиляции легких кислородно-воздушной смесью. В штатном же оснащении автомобилей « Скорой помощи» имеется кислородный ингалятор КИ-5. В роли медика «Скорой помощи» выступает преподаватель-врач, который демонстрирует способ искусственной вентиляции легких , применяет воздуховод, мешок Амбу , кислородный ингалятор. Студенты выполняют массаж сердца и контролируют состояние пострадавшего. Конечно, в обязанности спасателя не входит умение работать с дыхательной аппаратурой , но плотное соприкосновение с одной из родственных экстренных служб, будет способствовать расширению границ восприятия , осознанию себя как профессионально и социально значимой личности в будущем , появлению потребности к более расширенному и всестороннему изучению профессии.
Кроме того, данный урок взаимополезен для преподавателей как на стадии разработки урока, так и в процессе его проведения . Никакие самые совершенные обучающие образовательные программы, в том числе и интегрированные уроки, сами по себе не обеспечат эффективности, если им не будет соответствовать уровень информационно-технологической культуры педагогов. Перед вышеупомянутым уроком , студенты выполняли сердечно-лёгочную реанимацию, но им не мешали баллоны со сжатым воздухом на спине ,каски на голове и неудобные костюмы пожарных . Как оказалось при объединении знакомых известных действий обшее восприятие задания существенно меняется. Возникает логичный вопрос : можно ли снять баллоны при проведении реанимации ? Преподаватель-врач затруднится с ответом, а преподаватель-пожарный аргументировано ответит на него. И наоборот, врач более доходчиво объяснит, почему в баллонах содержится сжатый воздух , а не кислород.
Замечательно, что возникают такие узконаправленные, частные вопросы не находящие отражения в учебниках и на теоретических занятиях при изучении предметов раздельно. Рождение у студентов подобных вопросов со всей очевидностью свидетельствует о достижении цели бинарного интегрированного урока.
В заключении хочу вспомнить слова И.Г. Песталоцци ,который утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.